shurigin

Category:

И СНОВА МЫ ПЕРВЫЕ!

  • Российские учёные создали ядерный двигатель для межпланетных полётов

Одна из главных мировых космических новостей странным образом  осталась вне фокуса общественного внимания. А она, между тем, имеет, без  всякой натяжки, планетарное значение — 11 декабря «Роскосмос» заключил  контракт стоимостью 4,2 миллиарда рублей на разработку аванпроекта  космического ядерного буксира «Нуклон» для полетов к Луне, Юпитеру  и Венере. И сделано это было после того, как были завершены работы  и наземные испытания первого в мире космического ядерного двигателя.  Об этом было ранее сообщено в акте приёмки, размещённом на сайте  госзакупок. В документе сказано, что «работы выполнены в полном объёме,  результаты соответствуют требованиям технического задания. …Были  выявлены закономерности функционирования элементов и узлов перспективных  систем отвода тепла ЯЭДУ мегаваттного класса в наземных условиях,  максимально приближенных к условиям космического пространства».

Что значат эти сухие строки?

Много лет ядерная энергодвигательная установка мегаваттного класса  (ЯЭДУ) — перспективный двигатель для космических аппаратов — считалась  аббревиатурой из области научной фантастики, фигурирующей в романах про  отдалённое будущее. С помощью ЯЭДУ космолёты совершали перелёты  по солнечной системе. Именно ядерный двигатель позволит совершать  межпланетные полёты в несколько раз быстрее, чем сейчас. Тот же полёт  на Марс на тяге ядерно-ионных двигателей займёт уже не месяцы, а лишь  несколько недель. Но главное, что с его появлением будет преодолено  «проклятие» химических двигателей — необходимость транспортировки многих  сотен тонн горючего и окислителя, делающих космические корабли для  дальнего космоса настоящими техническими одноразовыми мастодонтами.  Ядерный двигатель почти полностью снимает эту проблему. Принцип его  работы заключается в том, что компактный ядерный реактор вырабатывает  тепловую энергию, которая с помощью турбины преобразуется  в электрическую, которая в свою очередь нужна для того, чтобы питать  энергией ионные электрореактивные двигатели и оборудование корабля.  Всего одной загрузки реактора — несколько сотен килограммов ядерного  топлива — хватит на несколько полётов на Марс и обратно.

И вот  теперь этот двигатель создан! И создан в России, русскими учёными  и инженерами! Фактически с созданием этой технологии цивилизация перешла  на новую ступень своего развития — эру освоения солнечной системы  непосредственно людьми.

Попытки создать такой двигатель велись с середины прошлого  века многими странами. Наиболее продвинулись в этом направлении СССР  и США. Но американцы так и не смогли решить главную проблему ядерного  двигателя — создать систему охлаждения в космическом безвоздушном  пространстве, и работы в итоге свернули. В СССР, наоборот, был проведён  целый ряд исследований и испытаний, в результате чего была разработана  принципиально новая схема отвода тепла. С помощью уникального генератора  холодильник-излучатель формирует капельные струйки горячего  теплоносителя, который охлаждается на пути к гидросборнику и, собираясь  в нём, направляется снова в рабочий контур. Подобная технология  не предусматривает использования труб и таким образом облегчает  конструкцию системы охлаждения.

К созданию ЯЭДУ наши конструкторы  в упор подошли в конце 80-х, и не случись развал Союза, первый прототип  ядерного двигателя был бы испытан еще в начале 90-х. Но Союз распался.  В России к власти пришли проходимцы и воры ельцинской команды, и все  работы были свёрнуты почти на двадцать лет. Только в 2010 году, после  доклада Путину,  снова началось финансирование проекта. Инициатором создания ЯЭДУ  называют академика отделения физико-технических проблем энергетики РАН,  бывшего генерального директора ФГУП «Исследовательский центр им.  Келдыша» Анатолия Коротеева. Головным разработчиком  атомной энергодвигательной установки является Научно-исследовательский  и конструкторский институт энерготехники им. Н. А. Доллежаля (НИКИЭТ).

Основой ЯЭДУ был выбран реактор на быстрых нейтронах с газовым  охлаждением. По предъявляемым характеристикам реактор —  высокотемпературный и должен выдерживать разогрев до 1 200 градусов  Цельсия. Теплоноситель — смесь гелия (78%) и ксенона (22%), топливом  служит уран. И для охлаждения его необходимо было создать и испытать  космический генератор капель — главную деталь холодильника-излучателя  (КХИ).

И вот спустя десять лет мы вышли на финишную прямую.  Ядерный двигатель создан, и это позволит на порядок увеличить  электрическую мощность на любых космических аппаратах. А это, в свою  очередь, даёт возможность использовать ракетные двигатели повышенной  мощности — ещё один неизменный элемент фантастических романов — ионные  двигатели, которые теперь тоже стали реальностью. Такие двигатели —  ИД-500 — были созданы и испытаны в государственном научном центре  им. Келдыша в 2014 году!

Теперь, после заключения контракта  с Роскосмосом, предстоит работа по созданию аванпроекта космического  ядерного буксира «Нуклон» — соединения всех этих уникальных технологий  в испытательный прототип космического корабля будущего. «Реализация  этого проекта позволит на базе уже имеющегося задела поднять  отечественную технику на принципиально новый уровень, во многом  опережающий зарубежные разработки», — заявил в октябре 2009 года  на заседании комиссии по модернизации глава «Роскосмоса» (в 2004—2011  годах) Анатолий Перминов. Сегодня эти слова становятся реальностью!

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →