Влад Шурыгин (shurigin) wrote,
Влад Шурыгин
shurigin

Category:

Вороны гнезда Сердюкова


Я совершенно не ожидал, что в ходе дискуссии вокруг моего краткого спитча по работе Илья Крамник «Пиар и его команда. Достижения Сергея Шойгу на посту министра обороны» в ленту вдруг набежит дикое количество адептов секты «сердюковцев», которые взялись на все лады нахваливать военный гений Эдуардыча и обвинять нынешнего министра Шойгу во всех тяжких. Сердюков, оказывается, и генералов воров разогнал, и тунеядцев полковников уволил и солдат накормил семью хлебами, и боевую подготовку поднял на небывалый уровень, и оружие новейшее создал и закупил. И даже лично пробил новую программу подготовки «спецназа». В общем – спаситель отечества да и только!


Что же, чтобы не тонуть в бесконечных срач-комментах, отвечу сразу и всем. И так, как я отношусь к Сердюкову и реформе связанной с его именем?

Когда министр обороны Анатолий Сердюков вступил в руководство Вооружёнными Силами России. Это было переломное время. После многих лет хронического недофинансирования, секвестров и унизительной нищеты в армию впервые пошли деньги. И выделены они были не "благодетелем" Сердюковым и не под Сердюкова, а решением президента и первые деньги пришли в армию ещё в бытность министром обороны Сергеем Ивановым, при котором начал реально расти налёт, начались учения, пошли первые закупки техники и который, напомню, в 2008 году заявил, что реформирование армии завершено и теперь настало время её перевооружения и увеличения денежного довольствия. Ожили аэродромы и полигоны. Пусть медленно, но стало повышаться денежное довольствие офицеров. После почти полутора десятка лет распада в войска пошли первые образцы новой техники и вооружений. И на этой волне у армии появился новый министр обороны. Молодой, немногословный, из ближайшего окружения тогдашнего президента, что почти автоматически гарантировали ему авторитет и уважение, так как авторитет самого президента Путина в армии тогда был чрезвычайно велик.

Чего ждали от Сердюкова?

С одной стороны, многих уже тогда смущало то, что новый министр в армии человек абсолютно случайный, если не считать полутора лет срочной службы в далёких восьмидесятых. Но с другой стороны, говорили, что он человек деловой, жёсткий. Не зря же до этого он заведовал налогами и сборами. Был главным "фискалом" страны. В офицерских курилках сошлись на том, что новый министр поставлен навести порядок в военных финансах. Заткнуть все дыры, приструнить хапуг и мздоимцев и обеспечить более эффективное распределение бюджетных средств.

Собственно, так тогда и казалось, что новый министр будет держать в руках всё военное хозяйство, а военные займутся наконец тем, чем и должны заниматься — боевой учёбой и укреплением армии.

Нуждалась ли тогда армия в реформе?

Безусловно!

И большинство офицеров и генералов эту реформу поддерживали и готовы были всячески способствовать её проведению. Всем страшно надоела убогость службы и нищета. Голодные солдаты-побирушки на улицах, заросшие полигоны, замороженные городки. О реформе говорили все. И сокращения военные встречали с пониманием.

Но после проведённых предыдущим министром обороны Сергеем Ивановым сокращений большинство военных считало, что теперь дело за целенаправленной методичной модернизацией армии. Тем более, что и Сергей Иванов, и Анатолий Сердюков в 2008 году почти хором объявили, что все сокращения закончены, и теперь необходимо заниматься совершенствованием военной организации, перевооружением и повышением качества боевой учёбы.

Никому и в страшном сне не могло присниться то, что последовало за этим…

А за следующие пять лет господином Сердюковым и его начальником генерального Штаба Николаем Макаровым была проведена такая ломка Вооружённых Сил России, какой они не знали, пожалуй, со времён революции 1917 года, когда большевики фактически распустили старую русскую армию и на её месте начали формирование Красной Армии.

Первым делом была проведена кадровая чистка высшего командного состава, сравнимая по своим масштабам разве что с приснопамятными репрессиями в армии в конце 30-х годов.

Были сняты со своих должностей или отправлены в запас начальник Генерального штаба и все начальники главных управлений Генерального штаба. Вслед за ними было снято с должностей и уволено большинство начальников управлений Генштаба и Минобороны. Затем настал черёд войск.

Напомню всем, у кого память короткая – за первые два года министерства:

Из трёх главкомов видов Вооружённых Сил заменены все три.

Из трёх командующих отдельными родами войск — заменено три.

Из четырёх руководителей служб и управлений тылового обеспечения — заменено трое.

Из шести командующих округов — заменены все шесть.

Из пяти командующих флотов и флотилий заменены все пять!

В окружении Сердюкова как о каком-то уникальном кадровом достижении с гордостью говорили о том, что за первый год не подписали ни одного ходатайства на продление предельного срока службы генералам и полковникам.

Но можно ли считать разумной и оправданной такую кадровую перетряску высшего военного руководства, если в её итоге Вооружённые Силы лишились таких своих самых блестящих генералов, как Юрий Балуевский, Александр Рукшин, Владимир Булгаков, Валерий Запаренко, Владимир Пустовой, Евгений Карпов, Владимир Гошкодёра? Нынешние адвокаты Сердюкова хором поют хоралы на тему того, что Сердюков посадил коррупционеров и разогнал генералов тунеядцев. Осень хочется услышать, каким "тунеядцами" были Юрий Балуевский или Герой России Владимир Булгаков?

И что же мы получили в результате таких чисток?

Война против Грузии вскрыла страшные провалы в боевом управлении, фактически разрушенную вертикаль управления войсками и неумение нового, "сердюковского" генералитета эффективно командовать, когда ключевые директивы "забывались" отдаваться войскам, ключевые управления оказывались парализованными волюнтаристскими приказами, и до конца войны сердюковский генералитет так и не смог наладить взаимодействие различных видов и родов войск.

Только мужество и ответственность командарма 58 армией Анатолия Хрулёва и командующего СКВО Сергея Макарова, которые, фактически, за спиной министра и начальника генерального штаба, проводили мероприятия по подготовке войск к вероятной войне позволили разгромить противника.

Уже эта война показала, что вместо обещанной "оптимизации" и совершенствования системы управления войсками кадровый погром Сердюкова и его команды привел лишь к нарастающему хаосу, деморализации офицерского корпуса и невосполнимым кадровым потерям.

Если это называется "реформа", то тогда что же называть развалом?

И как только от явных и потенциальных противников реформы избавились, начался второй этап военной реформы. Всего за три года из армии было уволено 150 000 офицеров — каждый второй! А всего было уволено больше 200 000 офицеров. Такие масштабы "чистки" не снились даже сталинским наркомам НКВД.

Разница лишь в том, что тогда человек отправлялся прямиком к стенке или валить лес на Колыме, а сейчас — на улицу! Правда, в условиях жёсткого экономического кризиса без жилья и работы для многих уволенных эта жизнь "на гражданке" не сильно будет отличаться от жизни в колымских лагерях. С началом этих массовых сокращений моральная атмосфера в воинских коллективах стала просто удручающей.

При этом ни о каком индивидуальном подходе к судьбам офицеров речи не шло. «Кадровики» просто «вырезали» из структуры Вооружённых сил части и соединения сокращали их и поголовно отправляли людей за штат и в отставку. За пять лет были уволены десятки тысяч офицеров орденоносцев, с огромным боевым опытом, не смутило даже увольнение Героев России. Уволили! А в немногих уцелевших частях началась отвратительная война за выживание. Здесь офицеров просто стравили в схватке за оставшиеся после сокращений должности. Фактически, все штабы, начиная с уровня Генштаба и до штабов дивизий, которые ускоренно преобразуются в бригады, находились в полупарализованном состоянии. Половина офицеров была выведена за штат, на другую половину возложены их задачи, но выполнять их в результате таких тотальных сокращений они просто не могли, потому что на многих направлениях ответственными осталось по одному офицеру, и в случае их любого отсутствия (отпуск, выходной, командировка) никто просто не мог ничего ни согласовать по этому направлению, ни провести решения, ни получить информацию. При этом вместо официально объявленного "поэтапного" сокращения в два с половиной раза к 2012 году на деле штабы и управления волюнтаристски сокращены за считанные месяцы, а точнее, просто "порублены" в три и более раз.

То же Главное оперативное управление Генерального штаба с пятисот пятидесяти человек сократилось всего за год сначала до двухсот шестидесяти, а потом вообще до ста пятидесяти человек. Почти в четыре раза! При этом количество задач осталось таким же и даже выросло в связи всё с той же реформой. И официально, в нарушение всех законодательных норм, в ГОУ ьыл введён рабочий день с 8 часов утра до 20 часов вечера, но в реальности многие офицеры работали здесь сутками.

Управление военных сообщений сократили больше чем в три раза.

Управление, отвечающее за командные пункты, вообще в четыре раза!

Также "резались" штабы видов Вооружённых Сил, родов войск и штабы округов.

Чтобы избавиться от ставших ненужными офицеров, в недрах сердюковского МО был рождён приказ о ротации, который ограничивал службу офицера в центральных городах тремя годами, после чего он должен уступить своё место следующему, а сам отправиться туда, куда МО пошлёт. Дешёвый популизм этого приказа, направленный якобы на устранение социального неравенства, при котором служба в крупных городах становится бессрочной привилегией попавших туда офицеров, маскировал простой и циничный расчёт. В течение двух лет за бортом МО оказалось больше ста тысяч офицеров, большая часть которых служила в крупных городах: в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Хабаровске, Чите и проч, где находились штабы видов Вооружённых Сил, родов войск и округов и соединений. Почти половина из них это те, кто ещё мог бы служить, но были сокращены в связи с оргштатными мероприятиями. По закону, если для них нет равных должностей, то эти офицеры имели право уволиться с получением всех причитающихся им в этом случае льгот. И чтобы не рассчитываться с этими офицерами, не выплачивать им полагающиеся по увольнению двадцать окладов, не обеспечивать их квартирами, господа Сердюков и Макаров, в лучших традициях "правильных пацанов" начала 90-х, решил попросту "кинуть" этих самых офицеров. По приказу о ротации им предлагали убыть к новым местам службы, которыми определены самые дальние гарнизоны и "медвежьи углы" Российской Федерации. Более того, согласно этому приказу, они ещё к тому же могли назначаться на нижестоящие (!!!) должности вплоть до сержантских (и назначались!!!). Замысел очевиден — прослуживший несколько лет в Москве или Ростове офицер в звании подполковника, майора с семьёй не согласится на такой перевод, да ещё с унизительным понижением, и его можно будет легко уволить как "нарушителя контракта" без всяких льгот, жилья и выходного пособия. А если согласится, то тоже не страшно! Дослуживать он будет в глухой дыре, где, согласно закону, и получит квартиру по увольнению в запас его семья. А в России много медвежьих углов, где цена жилья меньше, чем цена подержанного "жигулёнка".

При этом авторам данного приказа было, конечно, плевать на боеготовность собственных Вооружённых Сил. И, ограничив срок службы офицера в крупном городе тремя годами, они даже не задумались над тем, что, например, только чтобы подготовить офицера Генерального штаба — элиту Вооружённых Сил — необходимо минимум три года на его обучение. И только по прошествии этого срока он способен работать самостоятельно на уровне высоких требований Генштаба. Фактически этот приказ полностью добивал самую высокопрофессиональную военную касту российских Вооружённых Сил — Генеральный штаб, штабы видов и родов войск.

Дошло до абсурда - под ротацию попал инженерный состав Центра подготовки космонавтов! "Штучных" - в единственном числе "спецов" - таких, например, как инженер электрических сетей космической станции или инженер по системам жизнеобеспечения, которых отправляли по ротации в Забайкалье техниками самолётов! А им на замену должны были прибыть соответствующие капитаны и майоры, которые вообще не понимали что такое космическая техника и как с нею работать. Уточним - профессиональная подготовка инженера ЦПК это индивидуальная работа, когда один инженер, несколько лет готовит себе сменщика, чтобы потом передать ему должность.

В этом кадровом погроме особое место занимает решение о ликвидации института прапорщиков и мичманов. Это ни много ни мало сто сорок тысяч профессионалов одной из основных технических "каст" Российских Вооружённых Сил, на которых традиционно лежало поддержание и обслуживание наиболее сложной техники. Именно прапорщики и мичманы были механиками и техниками самолётов, начальниками радиостанций, корабельными специалистами, обслуживали ракеты и другие систему вооружений, были техническими специалистами в подразделениях Сухопутных войск. Часть прапорщиков служила также на тыловых и вспомогательных должностях, на складах и базах хранения, в штабах. Таковых из общего числа, по разным подсчётам от тридцати до сорока тысяч, и именно эти должностные категории в ходе обсуждения различных вариантов реформы предлагалось сократить.

Но, по планам реформы Сердюкова, до 1 декабря 2009 года было решено ликвидировать всех.

Никому из "реформаторов" даже не пришло в голову вспомнить о том, что кроме чисто должностных функций институт прапорщиков имел ещё и важнейшее мобилизационное значение. В военное время он позволял быстро нарастить офицерский корпус — его низовое звено, которое традиционно несёт самые большие потери и чьё пополнение является головной болью всех армий мира. Подготовка прапорщиков, их служебный статус позволяли им при наличии опыта уверенно выполнять обязанности младших офицеров.

Не случайно, что с приходом нового министра и НГШ институт прапорщиков и мичманов был восстановлен!

ПАРАДОКС: объявляя о планах создания "профессиональной" армии, "реформаторы" одним махом уничтожили костяк этих самых профессионалов. При этом, объявленное с помпой создание института "профессиональных сержантов" оказалось мыльным пузырём. За пять лет так и не удалось набрать достаточное количество курсантов в сержантские школы из-за крайне низкого образовательного уровня отобранных кандидатов и полной бесперспективностью этой карьеры. Уже при новом министре эти школы ввели как первую ступень болонской системы военных институтов, когда через три года курсант может выпуститься из института в звании прапорщика или сержанта с магистрской степенью и возможностью потом продолжить обучение до офицерского звания.

Защитники Сердюкова любят бегать с пропагандистской погремушкой, что именно при Сердюкове армия наша стала «профессиональной», что было с точностью наоборот! Шумно разрекламированный проект военной реформы — перевод Российской армии на контрактную основу и укомплектование частей и соединений постоянной боевой готовности на сто процентов "контрактниками был уже к 2010 году тихо свёрнут. В 2012 году число контрактников едва дотягивало до 170 тысяч, при этом почти четверть из этого числа — женщины, проходящие службу на не боевых должностях.

За то в военкоматы поступила директива на порядок увеличить количество призывников конкретно по видам и родам войск:

В ВМФ — на 50%;

В ВВС — на 150%;

В войсках тыла — на 300%;

В Сухопутные войска — на 80%;

В РВСН — на 80%;

В ВКС на — 200%.

То есть с учётом призыва, фактически все виды и рода войск в 2010 году планировалось укомплектовать солдатами-"срочниками" на 75%, призвав в общей сложности 305 тысяч человек, что на 100 тысяч больше, чем будет уволено выслуживших свои сроки солдат. И эти 100 тысяч призывников должны покрыть ту кадровую брешь в "контрактниках", которых не смогло навербовать сердюковское МО.

То есть ни о какой "контрактной" армии речи при Сердюкове не шло.

А ведь ещё в 2005 году бывший министр обороны Сергей Иванов, а за ним и нынешний министр Сердюков, обещали, что уже к 2008 году в Российских Вооружённых Силах будут служить не менее 147 тысяч контрактников, а к 2009 году их число составит не менее чем 70%. Как и предсказывали эксперты, этот "прожект" оказался обычной "потёмкинской деревней" полуграмотных реформаторов.

ЧТО ЖЕ РЕАЛЬНО было сделано реформаторами за эти два года? Ими был объявлен и проведён переход на бригадную систему и трехступенчатую организацию Сухопутных войск.

О необходимости организационной реформы говорилось все последние пятнадцать лет. Обсуждались варианты, проводились исследования и учения. И объявленная Сердюковым организационная реформа была поначалу встречена с энтузиазмом. Ведь к этому моменту Генеральным штабом, после пятилетней проработки и исследований был подготовлен проект реформы, учитывавший весь накопленный за полтора десятилетия локальных войн и конфликтов, а так же вероятных будущих угроз. И все ожидали, что он, наконец, будет запущен. Но не тут-то было. "Злой гений" Сердюкова НГШ Макаров даже не удосужился ознакомиться с этим трудом. Он сходу заявил, что "чужой реформой" пользоваться не будет, а будет проводить свою собственную, которую он задумал и "отработал" будучи командующим самым разваленным и деградировавшим Сибирским военным округом. Ту "реформу" по которой он попытался отвоевать КШУ и был наголову разгромлен своим начальником разведки генералом Канчуковым воевашим за "синих"- южного соседа. После чего приказал материалы учений уничтожить и переписать всё под существующую организацию. Став НГШ он уже без всяких опасений обрушил свою реформу на вооружённые силы.Видимо, слава Мольтке, не давала генералу спать...

Поэтому очень скоро этот энтузиазм военных, ожидавших реальных перемен, сменился озабоченностью, а затем и откровенным скепсисом.

Вместо серьёзного анализа, тщательного расчёта и предельно выверенных действий, реформу стали проводить волюнтаристски, с размахом лесорубов и без учёта реальности военно-политической обстановки на том или ином направлении, особенности регионов и требования.

Реформу запустили, даже не приняв военную доктрину, — документ, который, собственно, и определяет, как должна проводиться реформа, какие угрозы нас ждут в будущем, против кого мы формируем нашу армию и какой она должна быть. В итоге непродуманные скороспелые решения привели к уродливым результатам. Вместо мобильных, боеспособных частей получились какие-то монстры, больше напоминающие боксёров с руками карликов, когда тылы, боевое обеспечение и средства поддержки фактически перекочевали с дивизионного уровня на бригадный, а вот боевые части оказались урезаны до минимума.

При этом введенная организация и создаваемые группировки совершенно не отвечали тем угрозам, которые они должны парировать. Например, сформированная на Дальнем Востоке группировка по своей "конфигурации" была просто не способна отразить китайскую военную угрозу. Проведённая реформаторами полная ликвидация "кадрированных" частей, которые здесь составляли почти половину всех имеющихся частей, привела к тому, что округ лишился всего мобилизационного потенциала. Раньше в случае военной угрозы за короткий строк — от двух недель до месяца — на базе "кадрированных" частей можно было развернуть за счёт местного мобилизационного потенциала мощную группировку, позволявшую парировать военную угрозу со стороны КНР.

После «реформы» войска Дальневосточного военного округа должны будут в случае войны вступить в неё и завершить её одним и тем же имеющимся составом, что совершенно нереально, если сравнить потенциалы ДальВО и НОАК в этом регионе…

Эксперты в один голос говорили, что созданная "россыпь" бригад, даже объединённая в некие "оперативные командования", в войне против таких противников, как армии США, НАТО, Китая, Японии позволяет в лучшем случае организовать устойчивую оборону на том или ином направлении. Но любому выпускнику военного училища хорошо известна азбучная истина: одной обороной исход войны никогда не решался и обороной противника не разгромишь. Никаких же ударных группировок планом реформ просто не предусмотрено! Все армии и корпуса были расформированы и ликвидированы, как и дивизии. А, из имевшихся в 2008 году на вооружении Российской армии тринадцати тысяч танков — главной ударной силы Сухопутных войск — после реформы в строю должно было остаться не больше трёх тысяч. Ау? Забыли уже?

Как же получилось, что реформы, начатые под ширмой благих намерений установления гражданского контроля над армией, закончились её фактическим погромом?
Я убеждён, что истинной целью реформы Сердюкова - Макарова было не повышение боевых возможностей Российской армии, а её масштабное сокращение - ужатие до компактной региональной военной структуры. Окончательная ликвидация "матрицы" Советской Армии, демонтаж её стратегической направленности, мобилизационной основы и окончательный перевод её на региональный уровень. Тогда многим в Кремле казалось, что тёплые объятия Запада это навсегда, и нет никакого смысла держать мощные Вооружённые силы. Насколько ошибочным было это убеждение очень скоро показало время. Поэтому пришлось срочно с нуля формировать армии, восстанавливать корпуса и дивизии, набирать полноценные наборы в военные училища и академии и больше не считать «мудростью» предложения закупать за границей технику и вооружение, если она дешевле и современнее, как это предлагал в 2010 году сердюковский начальник генерального штаба Макаров.

Вообще, выскажу крамольную мысль - в силу своей некомпетентности сам Сердюков имел лишь опосредствованное отношение к большинству решений, которые рождались и выносились на уровень решения совсем другим человеком – начальником Генерального штаба генералом Николаем Макаровым – настоящим злым гением этого погрома армии. И большинство претензий к Сердюкову на самом деле являются претензией именно к этому руководителю, который остался в тени своего министра.

И сегодня, пытаться все процессы в Вооружённых силах связывать с именем Шойгу, это такая же профанация, во что, собственно, и впал Крамник. Военной политикой и военным строительством сегодня, как и раньше, занимается наш Генеральный штаб и его начальник генерал Валерий Герасимов. Какие есть претензии к нему Крамник так и не озвучил.

Вместо военной реформы, в бытность господ Сердюкова и Макарова, мы едва не получили военную катастрофу, которая могла нам обойтись очень дорого. И нынешние адвокаты Сердюкова не понимают этого либо в силу своей безграмотности, либо по лукавству.

А теперь фактический материал, для любителей цифирек, сухих фактов и анализа.

Подробный и тщательный анализ Военной реформы Сердюкова – Макарова сделанный бывший начальником разведки Сибирского военного округа, офицером 12 лет отслужившим в «горячих точках», начальников разведки армейской группировки в Чечне генералом Сергеем Канчуковым.

https://army-news.ru/2012/01/ya-ne-soglasen-voennaya-reforma-glazami-razvedchika-ch-1/

https://army-news.ru/2012/01/ya-ne-soglasen-voennaya-reforma-glazami-razvedchika-ch-2/

https://army-news.ru/2012/01/ya-ne-soglasen-mify-i-realnost-voennoj-reformy-ch-3/

https://army-news.ru/2012/02/ya-ne-soglasen-mify-i-realnost-voennoj-reformy-ch-4/

https://army-news.ru/2012/02/ya-ne-soglasen-mify-i-realnost-voennoj-reformy-ch-5/

О том, к чему привели реформы Сердюкова – Макарова в ходе Российско-грузинского военного конфликта в августе 2008 года

«Закон табуретки»

http://www.faito.ru/oboznik/Mater/zak_tab.html

О кадровом погроме, проведённом в рамках военной реформы Сердюкова – макарова и его последствиях.

«Яйца» Сердюкова

https://shurigin.livejournal.com/161444.html

Об уровне боевой подготовки в эпоху Сердюкова, какой она была на самом деле, спустя четыре года реформ.

https://shurigin.livejournal.com/217717.html

https://shurigin.livejournal.com/217866.html

Как воровали при Сердюкове? И что такое «аутсортинг» по Сердюкову?

https://shurigin.livejournal.com/350014.html

Как голодали при Сердюкове

https://www.km.ru/v-rossii/2013/02/07/armiya-i-oboronosposobnost-rossii/703507-serdyukovskii-autsorsing-postavil-armiy

#Реформа_Сердюкова #Сердюковщина #Армия
Tags: #Армия, #Реформа_Сердюкова, #Сердюковщина, Армия, Сердюковщина, военная реформа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments