Влад Шурыгин (shurigin) wrote,
Влад Шурыгин
shurigin

Category:

Рекомендую!







ЧЁРНЫЙ ВОРОН, Я ЖИВОЙ

О новом фильме Александра Велединского "Живой"


Черный ворон, черный ворон
Что ты вьешься надо мной
Ты добычи не дождешься
Черный ворон, я не твой…


На экраны вышел новый фильм Александра Велединского «Живой».
На его премьере московский бомонд лениво стягиваясь к «Пушкинскому», устало оттягивался в буфетах спиртным, соприкасался приветственно щеками, руками, губами, запечатлевая ритуал принадлежности к классу. В зал тоже тянулись неспешно, как на показ мод. А потом погас свет.




…Через девяносто восемь минут из зала выходили совершенно другие люди. И уже не играло роли кто из какого «слоя» попал на премьеру. Кто пришёл с Оксаной Робски, а кого привёл случайный знакомый. Из зала выходили люди, которые почувствовали себя частью той великой драмы страны, которая разыгрывается по нашим городам и весям вот уже второе десятилетие. Говорили мало, вполголоса, словно стеснялись своих голосов в упавшей на них тишине. И у очень многих в глазах была растерянность. Растерянность перед тем, что они пережили, перед тем, что увидели на экране.

То, что снял Велединский очень сложно охарактеризовать по жанру.
Военная драма? Но в фильме собственно нет войны. Лишь пару эпизодов. Мистика? Но мёртвые в фильме куда более живые, чем некоторые из персонажей. Драма? Но в ней нет ни одного полагающегося ей обязательных элементов.
Фильм-притча? Но режиссер никого ни к чему не призывает и не поучает.
Скорее «живой» больше похож на старинные казачьи песни.
Те, в которых, столетия войн и бесконечных походов свились в уникальные по эмоциональному накалу посмертные исповеди-песни. На пронзительного и страшного «Чёрного ворона».

Полети в мою сторонку
Скажи маменьке моей
Ты скажи моей любезной
Что за родину я пал…

Пересказывать сюжет бессмысленно. Фильм настолько многослоен и метафоричен, что его нужно просто смотреть.
О чём он? О дороге с войны. О пути к себе. О сорока днях прощения души с земной юдолью. О любви, которая не может удержать уходящего солдата. О дружбе, которая остаётся дружбой даже за порогом Смерти. О верности, о предательстве, о подлости, и о том, что в двадцать лет просто очень хочется жить.
Каждый персонаж вычерчен с предельной резкостью, каждый характер выведен точно и ёмко. Но при этом в фильме нет отталкивающей пафосности последних киномодных лент типа «9 роты» или «Бумера2». Ткань сюжета удивительно мягкая, почти обыденная и от этого особенно точная и впечатляющая.
Ну и конечно отличная игра молодых актёров.
Очень точно сыграла роль военной медсестры Ольга Арнтгольц. Казалось, что её просто привели на съёмочную площадку из Моздокского госпиталя.
Трогательная и пронзительная роль Виктории Смирновой. Её героиня так знакома и узнаваема, что начинаешь лихорадочно вспоминать, где видел её раньше. Сколько по России таких девчонок, которые ждут своих ребят с войны. Её роль трагична, это любовь, которая не смогла отогреть простывшее на войне сердце.

Отнеси платок кровавый
Милой любушке моей
Ты скажи - она свободна
Я женился на другой…

В какие-то моменты просмотра ловишь себя на ощущении, что авторы «Живого» словно взяли по кусочку из самых ярких и знаковых лент последних лет и свели их в некую палитру.
В «Живом» что-то от перового балабановского «Брата», что-то от «Войны», что-то от бондарчуковской «9 роты».
Но при этом в «Живом» нет ни капли вторичности. Как часто бывает за дружеским столом, Велединский словно просто подхватил тему и рассказал свою историю о том, о чём шёл разговор. История «Живого» это история, которая осталась за кадром «Брата», «Войны», «9 роты». История трагичная, пугающая и очень обыденная. История, которых тысячи по России, и которая от этого не становится менее драматичной.

Взял невесту тиху, скромну
В чистом поле под кустом
Обвенчальна была сваха
Сабля острая моя…

В фильме впервые вместе играют братья Чадовы. И они настолько впаяны в своих персонажей, что какой-то момент просто забываешь, что перед тобой родные братья. Настолько разные и непохожие они в «Живом».
Отлично сыграли Игоря и Никича Владимир Епифанцев и Максим Лагашкин. Играть людей умерших, фактически играть Души непросто. И избежать фальши в столь сложных ролях могут только люди по-настоящему талантливые, увлечённые своей ролью. Епифанцеву и Лагашкину это удалось.

Калена стрела венчала
Среди битвы роковой
Вижу, смерть моя приходит
Черный ворон, весь я твой…

Александр Велединский только начинает свой путь как режиссёр. Его первая картина «Русское» была встречена с большим интересом, но в силу политической конъюнктуры многие критики просто побоялись воздать ей должное. Фамилия автора повести, по которой был снят фильм – Эдуард Лимонов - сегодня слишком многих заставляет недовольно кривиться. И это, конечно, отразилось на фильме.
Могу лишь отдать должное мужеству Александра Велединского, который не побоялся снять кино, невзирая на политическую моду. И «Живой» это продолжение творческого пути Александра Велединского. Пути, который, хочется верить, будет отмечен ещё не одной творческой удачей. «Живой» это фильм, который останется. Который ещё очень долго будет заставлять людей думать. А таких фильмов, увы, очень не много…

Что ты когти да запускаешь
Над моею головой
Иль добычу себе чаешь
Черный ворон, я не твой…

"Живой" НАДО смотреть.
Tags: Рецензии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →