Первая АГС АС-23 была выполнена без рубки и размещалась под атомной лодкой-носителем БС-86 пр.675Н. Позже, в ходе одного из ремонтов рубка была установлена - для защиты от волн при нахождении аппарата на поверхности моря при волнении. В дальнейшем подобные аппараты выполнялись именно так - похожими на обычные подводные лодки - с рубкой. Но это не было ограждением выдвижных устройств - как таковых выдвижных устройств, проникающих в прочный корпус аппарата, рассчитанного на погружения на большие глубины, не было. Это была именно защитная рубка для зашиты входного люка от волн.
Если дела пойдут так же как и последний год, то возможно скоро мы начнем рассказывать и о том, чем же занимались АГСы на дне океана...
ПЛА-носитель КС-86 пр.675Н, опубликовано в 2011 г. (фото из архива sam7, http://forums.airbase.ru).
ПЛА-носитель КС-86 пр.675Н с АГС АС-23 в первоначальном виде (использованы рисунки с http://forums.airbase.ru и http://oosif.ru).
ПЛА-носители КС-411 пр.09774 (слева) и КС-86 пр.675Н (http://oosif.ru).
ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение) Комплекс пр.1851, лодка пр.18510 "Нельма" - X-RAY / NELMA АС-23 пр.18511 "Палтус" - PALTUS АС-21 АС-35 |
Атомная глубоководная станция / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство (подобные наименования используются в некоторых источниках). Проектирование атомных глубоководных станций для выполнения специальных задач начато по Постановлению Совмина СССР 1972 г. о создании атомной глубоководной станции (АГС) пр.1910 "Кашалот" и комплекса пр.1851. Головным исполнителем проектов определено ЦКБ "Волна" Минсудпрома СССР. Главный конструктор комплекса пр.1851 - С.М.Бавилин. На должность заместителей Бавилин С.М. пригласил Терешкина В.М. и Дубницкого Д.Н., на должность ведущих конструкторов - Уварова В.А. и Дешкина Е.А., а главным конструктором энергетической установки - Романова Б.Л. При проектировании вероятно был учтен опыт эксплуатации глубоководного комплекса "Селигер".
В качестве носителя АГС была определена переоборудованная ПЛАРК пр.675. Проект модернизации по пр.675Н был поручен ЛПМБ "Рубин". Флот выделил для модернизации по проекту ПЛАРК К-170 пр.675 11-й дивизии 1-й флотилии ВМФ СССР. После модернизации лодка получила название БС-86. Переоборудование ПЛА-носителя начато на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске в январе 1973 г. и завершено в 1981 г. В 1973 г. завершен технический проект АГС пр.18510. После защиты технического проекта главным конструктором С.М.Бавилиным было предложено полностью изменить техпроект - особенно в части энергетической установки. Решение было поддержано заказчиком в лице Главкома ВМФ СССР С.Горшкова. В 1974 г. СПМБ Машиностроения и ЦПБ «Волна» были объединены в СПМБМ «Малахит», которому и было поручено сопровождение АГС пр.1910 и комплекса пр.1851. В 1978 г. в сформированный ВМФ отряд гидронавтов для обучения были набраны 1-й и 2-й экипажи головной станции АС-23 комплекса пр.1851.
Опытовая АГС проекта - АС-23 - в ходе прохождения испытаний в 1986 г. впервые осуществила подводную стыковку с лодкой- носителем (источник). АС-23 принята в состав Флота 30 декабря 1986 г. По состоянию на осень 2011 г. ПЛ АС-23 уже несколько лет находилась в Северодвинске у стенки СРЗ "Звездочка". 2 февраля 2012 г. во время пресс-тура АГС АС-23 была обнаружена в цеху СРЗ "Звездочка", где, вероятно, проходит ремонт (возможно, с модернизацией).
ПЛА-носитель пр.09786 БС-136 "Оренбург" (второй) в Оленьей Губе. 19.03.2006 г. (фото - Den, http://fotki.yandex.ru).
АГС АС-23 пр.18510 "Нельма" - X-RAY рядом с АГС пр.1910 у стенки СРЗ "Звездочка" в Северодвинске, 18.11.2010 г. (фото - maverick, http://www.klubsmi.ru).
АГС АС-23 пр.18510 "Нельма" - X-RAY рядом с АГС пр.1910 у стенки СРЗ "Звездочка" в Северодвинске, 10.05.2010 г. (фото - Лиханов, http://forums.airbase.ru).
В западных СМИ иногда упоминается существование недостроенной третьей АГС пр.18511 строительство которой якобы не было завершено. Данная информация кажется нам сомнительной.
Конструкция - полуторакорпусная (?). Материал корпуса - титановый сплав. Опытовая АГС пр.18510 изначально была выполнена без рубки, но позже, в ходе ремонта, рубка была установлена - необходимость в рубке возникла т.к. при нахождении АГС на поверхности при волнении моря люк шлюзового отсека заливался водой. На головной и серийной АГС пр.18511 рубки устанавливались изначально.
Двигательная установка - однореакторная атомная энергетическая установка. В части источников упоминается мощность 10 МВт, но эти цифры носят неофициальный и оценочный характер. В эскизном проекте АГС пр.18510 предполагалось использование легкой энергетической установки подобной тем, что использовались на космических аппаратах. Реактор предполагалось установить в капсуле без биологической защиты - её роль должна была выполнять забортная вода. В окончательном проекте лодки используется энергетическая установка с турбогенератором "когтевого" типа разработки ПО "Электросила" и производства Калужского турбинного завода.
Ядерная силовая установка, вероятно, разработана в НИКИЭТ, главный конструктор - В.А.Шишкин (источник).
ТТХ АГС:
Экипаж - точных данных нет - несколько офицеров (менее 10)
пр.1851 | пр.18511 | |
Длина | 44 м ?? | 55 м |
Ширина | до 3.5 м | 3.8 м |
Осадка | до 4 м | 4.2 м |
Водоизмещение (упоминается в нескольких источниках, но не подтверждено) | 529 т ? | 730 т ? |
Глубина погружения - данных нет (но более 1000 м)
Скорость подводного хода - 6 уз
Модификации:
- Комплекс пр.1851, АГС пр.18510 "Нельма" - X-RAY / NELMA - первый опытный вариант глубоководной атомной станции. Построена АГС АС-23.
ПЛА-носитель КС-86 пр.675Н, опубликовано в 2011 г. (фото из архива sam7, http://forums.airbase.ru).
ПЛА-носитель КС-86 пр.675Н с АГС АС-23 в первоначальном виде (использованы рисуноки с http://forums.airbase.ru и http://oosif.ru).
- пр.18511 "Палтус" - PALTUS - атомный глубоководный комплекс. Построены АГС АС-21 (головная) и АС-35 (серийная).
ПЛА-носители КС-411 пр.09774 (слева) и КС-86 пр.675Н (http://oosif.ru).
АГС пр.18511 "Палтус" - PALTUS, Оленья губа, 24.05.2008 г. (http://forums.airbase.ru).
АГС пр.18511 "Палтус" - PALTUS, Оленья губа, вероятно 2010-2011 г.г. На переднем плане предположительно АГС АС-33 пр.19100 UNIFORM (http://forums.airbase.ru).
- пр.18510М "Нельма-М" - наименование условное. Модернизированная в ходе капитального ремонта АГС АС-23 пр.18510. 04.12.2012 г. в "Известиях" появилась статья о строительстве на ЦС "Звездочка" новой АГС с использованием недостроенного четвертого корпуса АГС пр.1851. Вцелом информация приведенная в статье, по нашему мнению, вряд ли соответствует действительности, но существует большая вероятность того, что АГС АС-23, находящаяся на ремонте в ЦС "Звездочка" может быть значительно модернизирована. На основании логических рассуждений можно сделать вывод о том, что у АГС может быть полностью обновлена АЭУ (по причине опытного характера, длительного простоя и морального устаревания имеющейся АЭУ), модернизировано оборудование (по схожим причинам), проведена ревизия корпуса. АГС должна быть адаптирована к новому поколению лодок-носителей. Вероятно, отрывочные сведения о подобной глубокой модернизации и легли в основу информации источников статьи в "Известиях". При этом часть информации в материале "Известий" может оказаться правдивой - например, информация об изготовлении в Обнинске нового реактора для АГС нового типа. Так же с большой вероятностью носителем новой АГС будет переоборудовываемая там же в ЦС "Звездочка" специальная лодка-носитель БС-64 "Подмосковье".
Статус: СССР / Россия. Ведомственная принадлежность лодок - ГРУ МО России.
- 1984 г. - впервые замечена западными разведывательсными средствами АГС АС-23 пр.18510.
- 1991 г. апрель - впервые замечена западными разведывательсными средствами АГС АС-21 пр.18511.
- 1994 г. сентябрь - впервые замечена западными разведывательсными средствами АГС АС-35 пр.18511.
Вывод АГС АС-35 пр.18511 из цеха Ленинградского Адмиралтейского Объединения, г.Санкт-Петербург, сентябрь 1994 г. (фото из архива ABL22, http://forums.airbase.ru).
- 1995 г. октябрь - во время прохождения Государственных испытаний АС-35 пр.18511 повреждает носовую часть станции с акустической аппаратурой.
- 1996 г. 22 июля - успешно завершены глубоководные испытания АГС АС-35 пр.18511 - последний этап Государственных испытаний. Командир АГС - капитан 1 ранга Щербаков Ю.А..
АГС АС-23 пр.1851 "Нельма" - X-RAY рядом (слева от) с АГС пр.1910 у стенки СРЗ "Звездочка" в Северодвинске, 2010 г. (фото - Михаил Кравцов, http://forums.airbase.ru).
- 2011 г. июль - АГС АС-35 совершает выходы в море.
- 2011 г. осень - АГС АС-23 пр.1851 "Нельма" X-RAY еще находится у станки СРЗ "Звездочка".
- 2012 г. 02 февраля - во время пресс-тура на СРЗ "Звездочка" АГС АС-23 обнаружена в цеху ЦС "Звездочка".
- 2012 г. 04 декабря - в статье в газете "Известия" говорится о строительстве АГС нового типа на ЦС "Звездочка" - см. выше раздел "Модификации".
Реестр ПЛА пр.1851 X-RAY (версия на 05.12.2012 г., данные по базированию носят предположительный характер):
№ пп | Название | Проект | Завод. № | Борт № | Завод | Дата закладки | Дата спуска на воду | Дата вступлен. в строй | Базирование |
1 | АС-23 носитель - КС-86 пр.675Н / 06754 | 1851 / 18510 | 01429 | ЛАО ответственный сдатчик М.Е.Сусленников, ведущие военпреды - В.С.Семенов и Г.А.Попильнух | 25.09.1981 | 9.09.1983 | 30.12.1986 | 29-я бр ПЛ СФ (в/ч 13090), Оленья Губа (г.Снежногорск-1), 2000 г.; лодка как минимум с 5 мая 2004 г. находится у стенки СРЗ "Звездочка" в Северодвинске. 02.02.2012 г. - в цеху СРЗ "Звездочка". Первый командир АГС - Ю.А.Терехов | |
2 | АС-21 носитель - КС-411 пр.09774 | 18511 | 01430 | ЛАО ответственный сдатчик М.Е.Сусленников, ведущий военпред - Михайлов А.И., Председатель государственной комиссии - Холод В.В. | 26.12.1984 | 29.04.1991 | 28.12.1991 | 29-я бр ПЛ СФ (в/ч 13090), Оленья Губа (г.Снежногорск-1), 2010 г.; Первый командир АГС - М.В.Грицко. Предполагаемая дата пуска реактора - 04.05.1991 г. (источник). | |
3 | АС-35 носитель - БС-136 пр.09786 | 18511 | 01431 | 222 ? | ЛАО ответственный сдатчик М.Е.Сусленников, ведущий военпред Мухин В.М. Председатель государственной комиссии – Хмыров В.Л. | 20.12.1989 | 29.09.1994 | 12.11.1995 | 29-я бр ПЛ СФ (в/ч 13090), Оленья Губа (г.Снежногорск-1), 2010 г.; Первый командир АГС - Ю.А.Щербаков |
4 | АС-23 носитель - БС-64 пр.09787 | 18510М | 01429 | ЦС "Звездочка" | начало работ по ремонту и модернизации - конец 2011 г. - начало 2012 г. | Предположение по модернизации АГС АС-23 силами ЦС "Звездочка" |
Источники:
Форум http://forum.korrespondent.net/, 2009 г.
Штурм глубины. Сайт http://www.deepstorm.ru/, 2011 г.
Jane's Fighting Ships 2010-2011. UK, 2011 г.