Атомный подводный флот СССР, каким он был
(ко Дню подводника)
Продолжая разговор об отечественном атомном подводном флоте, поднятом в статье «Национальная реликвия на задворках Великой морской державы», не лишним будет рассказать, каким он был в период «Великого противостояния» - «холодной войны». Правда ли то, что мы серьезно отставали от нашего вероятного противника, были значительно слабее его, да и сам весь этот флот нам не нужен был, как вещали через все СМИ наши «русофобствующие» либералы и «демократические» псведоспециалисты по истории ВМФ.
Не останавливаясь подробно на прорывных достижениях нашей страны в области подводного кораблестроения и вооружения атомоходов, коснёмся только некоторых из них, посмотрим, чего мы смогли достигнуть при этом самом, «тоталитарном» режиме и сталинской командно-административной системе. Думается, что нелишним будет напомнить в связи с этим, что к началу Великой Отечественной войны, с момента постройки первой отечественной подводной лодки «Д-1» в 1932 году за 8 лет до начала войны было построено более 200 ПЛ (в среднем по 22 ПЛ в год) и еще 91 ПЛ находилась в стадии постройки или на испытаниях.
Сознательно ограничимся только этой областью сталинских свершений, не говоря ни о каких других. Это прóклятая нынешними «демократами» система позволила нам в годы «холодной войны» строить по 15-16 подводных лодок в год. В частности, только атомных ПЛ с 1958 года наша промышленность выдавала флоту в среднем по 8 АПЛ в год, а например за одну пятилетку (1967-
Сравните это с тем, что сумели мы построить в постсоветский период, при новом режиме хотя бы за последние 15 лет. Практически ничего(!). Всё ещё не вошли в боевой состав две АПЛ 4-го поколения, заложенные ещё 12-13 лет назад («Юрий Долгорукий» и «Северодвинск»), не доведена ещё «до ума» последняя многоцелевая АПЛ 3-го поколения проекта «971» («Нерпа»), которая была заложена к строительству ещё в 1990 году и на которой (8 ноября 2008) произошла трагедия с гибелью 20 человек.
Все эти АПЛ необходимо было не только построить, испытать, передать в состав ВМФ, но и освоить, научиться управлять ими в любых условиях и использовать их сложнейшие системы, комплексы и оружие. Наши подводники не только блестяще справились с этой задачей, но и достигли таких успехов, которые и не снились подводникам других стран. Вот только кое-что их этого.
1. Рекордная глубина погружения боевой АПЛ «К-278» проекта 685 (командир Ю.Ф. Зеленский) –
2. Рекордная скорость под водой ракетно-торпедной АПЛ «К-162» проекта «661» (командир Ю.Ф. Голубков) – 44,7 узла. Около 40 лет прошло с момента достижения этого рекорда, но и сегодня даже самые современные АПЛ в мире (в том числе и новейшие американские 4-го поколения) имеют скорость на 10-15 узлов меньше этой.
3. Подводная лодка проекта «705» стала самой маневренной в мире: поворот на обратный курс (180 градусов) за 42 секунды, разгон с 3-х узлового хода до полного (41 узел) за 1 минуту.
Об этой АПЛ следует сказать кое-что дополнительно. История этого проекта началась ещё в конце 50-х годов прошлого столетия. Была поставлена задача разработать проект малогабаритного, комплексно-автоматизированного, высокоскоростного «подводного истребителя – перехватчика». В мировом кораблестроении ничего подобного не было. Реализация этого проекта сделала малоэффективными практически всё противолодочное оружие ВМС США 70-80-х годов прошлого века. Это была самая малогабаритная боевая АПЛ в мире (3500 тонн). Высочайшие ходовые и маневренные качества, обусловленные её архитектурой, новым типом атомной силовой установки (с жидкометаллическим носителем тепла), гидродинамической обработкой корпуса и винто-рулевой группы, и сегодня, через 46 лет после её создания, не превзойдены ни одной АПЛ в мире и являются эталоном для лодок будущего, возможно, для всего ХХI века.
Именно на этой АПЛ впервые в мире был реализован проект всплывающей спасательной камеры, обеспечивающей спасение одновременно всего экипажа «сухим способом». Корпус, выполненный из титановых сплавов, обладающий антикоррозийностью и «незаметностью» от электромагнитных средств обнаружения противолодочных сил, скорость, превышающая 40 узлов (сопоставимая со скоростью современных торпед, и даже превышающая некоторые из них), исключительно высокая маневренность и солидный запас оружия делали эту АПЛ грозной силой для американских ВМС, в частности, для ПЛАРБ.
Эта АПЛ – «автомат» была рекордной и по малочисленности штата личного состава – 25 человек. Штатный боевой расчет – 10 человек. При этом всё управление механизмами и оружием могли осуществлять в случае необходимости всего лишь 6 хорошо подготовленных членов экипажа (кстати, весь экипаж состоял только из офицеров).
Всего у нас было построено 7 таких АПЛ, 6 из которых с 1979 по
Из-за существенной дороговизны АПЛ проекта «705» получила прозвище «Золотой рыбки», а за превосходные (прорывные в ХХI век) тактико-технические характеристики автор данной статьи в одной из своих книг назвал её «бриллиантом в короне русского подводного флота».
Думается, что небезынтересным покажется, что говорили и писали об этой АПЛ наши вероятные противники. Вот что сказал, например, авторитетнейший (не только в США, но и в мире) знаток истории военно-морского флота, американский профессор, автор капитального труда «Американские и русские атомные подводные лодки» Норманн Полмар: «… Проект «705» - удивительная разработка с очень высокой инновационностью… Сочетание большой глубины погружения и большой скорости заставило дрожать весь флот США, потому что ничего не было, чтобы противостоять ей». Очевидно, Полмар имел ввиду не только одно это «сочетание», но и ещё и «сочетание» оружия «Альфы», как назывались эти АПЛ в американских документах: реактивной торпеды «Шквал» со скоростью
Далее Полмар говорит: «Альфа» - первая буква алфавита, и это полностью соответствует подводной лодке проекта «705». Она была одной из самых лучших субмарин в мире, которую на Западе не смогли бы сделать, если б даже захотели».
Говоря далее о страхе, который испытывали американские ВМС, Полмар называет «Альфу» «революционным проектом, противостоять которому «американские торпеды и другие противолодочные средства были бессильны».
«Я могу поздравить тех, кто разработал и создал «Альфу», - говорит Полмар, - они опередили всех на Западе на 20-25 лет. Сожалею, что нет больше лодок этого проекта, но как гражданин США и военно-морской специалист, я радуюсь, что их нет, т.к. эти подводные лодки представляли серьезнейшую угрозу для ВМС США».
Как по-другому, если не предательством, можно назвать решение наших властей предержащих эти удивительные лодки пустить «на иголки»?Ведь и прослужили –то они не более 15 – ти лет. Даже в 2006 году, когда последнюю из них вели на буксире на разделку на судоремонтный завод «Нерпа», ни одного пятнышка ржавчины не было на её корпусе (корпус этот мог бы сохраняться минимум 100 лет), а внутренняя «начинка» АПЛ (механизмы, системы, комплексы, отдельные приборы) были в прекрасном состоянии. Именно потому, что американцы, как огня боялись этих лодок, т.к. они «заставили весь флот США дрожать от страха», как говорит Полмар, они и были пущены на слом в первую очередь. Именно эти АПЛ практически были «убийцами» американских ПЛАРБ, а если б в процессе модернизации они были бы переоснащены новыми гидроакустическими комплексами, а так же была уменьшена несколько шумность на больших скоростях, убийцами ПЛАРБ они стали бы безусловно.
4. Нельзя умолчать ещё об одном уникальном проекте - «убийце» авианосцев, атомной ПЛ с крылатыми ракетами проекта «949», вооружённой 24-мя крылатыми ракетами подводного старта комплекса «Гранит». Несмотря на большое водоизмещение (22000 тонн) и огромную мощность силовой установки (2 атомных реактора по 190 МВатт и 2 турбины, общей мощностью – 100 тыс. л.с.) эти лодки были удивительно бесшумны. Ракета П-7 комплекса «Гранит» с дальностью
5.Конечно надо упомянуть и о «Барракуде», многоцелевой АПЛ с титановым корпусом проекта «945», обладающей глубиной погружения
6. Страшным для ВМС США были и наши АПЛ проекта «670», прозванные «гремучими змеями океана». Этому прозвищу они обязаны были не только тем, что были весьма шумными на больших скоростях, но и своему неотвратимому ракетному удару. На последних АПЛ проекта «670М» стоял гидроакустический комплекс «СКАТ», позволяющий обнаруживать шумы кораблей АУГ на дистанции
7. Говоря о наших достижениях в области подводного кораблестроения и противолодочного оружия, было бы несправедливо не упомянуть о наших АПЛ проекта «671» и его модификаций. Таких лодок было построено 48 (самая многочисленная серия отечественных атомных лодок). При этом за всё время (25 лет) их существования на них не произошло ни одной сколько - нибудь серьёзной аварии. Эти лодки, относящиеся к АПЛ 2-го поколения, имели преимущество с аналогичными американскими типа «Стерджент» по скорости – на 4,5 узла (33,5 узла), по глубине погружения – на
Из достоинств этого проекта можно перечислить такие:
- наличие системы автоматического регулирования атомной энергоустановки и главного турбозубчатого агрегата;
- доведение ресурса до заводского ремонта до 50000 часов, срока службы до капитального ремонта – 10 лет (были повышены и реализованы требования к более чем 1000 наименований изделий);
- выработка кислорода для обеспечения жизнедеятельности под водой (избавление от пресловутых патронов регенерации воздуха – одной из основных причин пожаров на ПЛ);
- оснащение АПЛ буксируемой антенной «Параван», позволяющей лодке принимать радиосигналы, не всплывая в надводное положение.
Имея прекрасное вооружение (общий боезапас до 40 единиц, в том числе,
8. Более сорока лет назад (в 1967г.) в состав отечественного флота вошёл первый РПКСН 2-го поколения проекта «667» с 16 баллистическими ракетами на борту. Всего таких ракетоносцев пяти различных модификаций было построено более девяноста. Из них 27 последних были оснащены межконтинентальными баллистическими ракетами с боевыми блоками, имеющими ядерные заряды индивидуального наведения.
Из этого ряда стратегических ракетоносцев особого разговора заслуживает РПКСН проекта 667 БДРМ, являвшийся переходным от АПЛ 2-го поколения к 3-му. От предыдущих РПКСН этот отличался тем, что его ракетный комплекс РСМ -54 имели ракеты Р-29 с увеличенной дальностью стрельбы, повышенной точностью и бóльшим радиусом разведения блоков. Имея меньшую массу и габариты, чем у новейшей американской ракеты «Трайдент-II», эти ракеты обладали самыми высокими в мире энергомассовыми характеристиками: при длине
По гидроакустической защищенности РПКСН этого проекта сравнялся с американской ПЛАРБ 3–го поколения типа «Огайо». Гидроакустический комплекс его «СКАТ-БДРМ» по своим характеристикам не уступал ни одному из американских, в том числе новейшему их комплексу «BQQ-5».
На вооружении этого ракетоносца был комплекс радиосвязи «Молния – Н», позволявший принимать радиосигналы космической навигации и связи без всплытия под перископ, что давало возможность подолгу находиться на глубине в ожидании сигнала на применение оружия.
РПКСН проекта «667 БДРМ» практически был полностью неуязвим, находясь в районе боевого дежурства. Обладая глубиной погружения
9. В Книгу рекордов Гиннеса занесён наш тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначение (ТРПКСН) проекта «941». Это самый большой в мире подводный корабль водоизмещением около 50 тыс. тонн, оснащённый самым мощным ракетно-ядерным оружием. Полный боекомплект – 20 межконтинентальных баллистических ракет с дальностью стрельбы
10. Следует кое-что добавить в отношении противолодочного оружия, показать, где мы были первыми и в чём превосходили наших вероятных супостатов:
- именно у нас была создана первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета подводного старта;
-именно у нас впервые в мире появилась подводнолодочная баллистическая ракета с раздельными боевыми частями индивидуального наведения;
- мы впервые в мире реализовали идею наведения баллистической ракеты по звёздам (астрокоррекция), ликвидировав зависимость старта от наличия облачности на небе;
- именно у нас впервые в мире реализована идея защиты ракет от несанкционированного пуска («электронный ключ»), обеспечивающая осуществление пуска только после получения приказа Верховного командования.
- именно мы первыми создали подводнолодочную баллистическую ракету, оснащённую средствами преодоления ПРО противника;
- мы первыми в мире создали крылатую ракету подводного старта. В 1968 году ракета «Аметист» была принята на вооружение АПЛ проекта «670», а после первой пошли крылатые ракеты, стартующие из-под воды, ракетных комплексов «Базальт», «Гранит», «Яхонт», «Гранат», «Оникс». Надо сказать, что первая отечественная крылатая ракета была создана ещё при Сталине. Именно им было подписано постановление правительства о создании ракеты. Задача эта была поставлена в сентябре 1944 года перед ОКБ завода № 51 (в Москве); Руководителем этого бюро был назначен В. Челомей. Первый пуск ракеты «10 Х» (такое названиеи дал ей Челомей) был произведён 20 марта
- именно нам пока ещё принадлежит ракетный комплекс атомной ПЛ с ракетами, имеющими скорость, никем в мире не достигнутую. Наша крылатая ракета подводного старта « Оникс» на конечном участке траектории автоматически переходит на полёт со скоростью в 3 раза, превышающую скорость звука (3М);
- как говорилось выше, пока нам ещё принадлежит самая дальноходная крылатая ракета подводного старта «Гранат», имеющая дальность
- именно нам принадлежат пока ещё самые лучшие в мире ракето-торпеды противолодочных комплексов, обладающих большей дальностью, чем у кого бы то ни было, имеющих самый мощный боевой заряд, способные достигать цель даже на глубине
- никто не мог сравниться с нами по минному оружию. Наши донные мины не только самые глубоководные, но и самые дальноходные, способные удаляться от постановщика на несколько десятков миль, используя свою многоканальную систему обнаружения цели, наводиться на неё и преследовать до уничтожения. Эта мина намного эффективнее, чем пресловутый американский «Кэптор», о котором много говорилось в СМИ в связи с гибелью нашего ПЛАРК «Курск».
- никто в мире не имел и пока ещё не имеет ничего подобного нашей мине ПМК-1 с ракетным двигателем. Не обладая большой дальностью, но имея прекрасную систему реагирования (избирательного) на проходящую над нею или вблизи её цель, она, обладая фантастической скоростью, с глубины
Заканчивая разговор о том, какие атомные субмарины мы имели, какое подводнолодочное оружие было на них установлено и где мы были в этих вопросах первыми, можно с уверенностью сказать, что мы не только ни в чём не уступали нашим вероятным противникам, но и по ряду направлений существенно опережали их.
Г.Г.Дрожжин
С-Петербург
На фото: Многоцелевая АПЛ проекта 671РТМ