Влад Шурыгин (shurigin) wrote,
Влад Шурыгин
shurigin

Categories:

С Днём Подводников!

Хочу всех причастных поздравить с Днём Подплава и выразить своё восхищение всем морякам подводникам. Вы настоящие герои! Удачи, здоровья, и, конечно, чтобы количество погружений всегда равнялось количеству всплытий. К празднику предлагаю специально к этому дню написанную капитаном первого ранга, бывшим штурманом АПЛ,  выполнившим 11 боевых служб на ТОФе Геннадием Дрожжиным статью об истории атомного подводного флота России.

  

 


Национальная реликвия – на задворках «Великой морской державы»

(ко Дню подводника)

В этом году нашему подводному флоту исполняется 103 года.

2008 год был юбилейным годом атомного подводного флота России. Моряки – подводники, учёные, сотрудники научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, инженеры, техники, рабочие-все, кто имел и имеет отношение к подводному флоту, да и не только они, но и вся патриотическая  общественность  страны отметила этот юбилей . Только вот мимо наших гражданских и военных московских  «вождей» это знаменательное историческое  событие прошло мимо. Им, озабоченными «наиважнейшими» государственными проблемами глобального масштаба – спасением от краха самой крупной в мире экономики «самого «демократического» государства – США и «реформированием» Вооружённых сил своей страны, доведения их состава до размеров Вооруженных сил Турции, не до юбилеев  было.  Ведь ни  для кого не является секретом, что спасая  от банкротства частные Российские банки и компании, набравшие под залог своих акций громадные кредиты в США, наше правительство, тратя золотовалютные резервы этого самого стабилизационного фонда, спасает именно американскую экономику. Кстати, Турция, имея территорию не более некоторых наших регионов (например территория Красноярского края в  4 раза больше), обладает Вооруженными Силами численностью личного состава 800 тыс., а соотношение военно-морских сил Турции и России на Черном море, например, по подводным лодкам 20 к 1. Примерно такое же соотношение по подводным лодкам и на Балтике по сравнению со странами НАТО...

Постановление Совета  министров СССР № 4098 -1616 от 9 сентября 1952 года о начале работ над атомной ПЛ было подписано Председателем Совмина И.В Сталиным. Создание АПЛ  явилось стратегическим успехом нашей страны, крупнейшим отечественным научно-инженерным, техническим и технологическим достижением и подлинной революцией в области подводного кораблестроения.  В весьма короткий срок  была решена задача, не уступающая  по сложности подготовке и запуску человека в космос.

В проектировании и постройке первого отечественного подводного атомохода проекта «627» участвовало 135 организаций различного профиля и назначения: 35 НИИ, 20 конструкторских бюро, 80 заводов.

Решением  И.В. Сталина научное руководство созданием АПЛ было возложено на академика А.П. Александрова, главным конструктором был назначен  начальник Специального конструкторского бюро –«СКБ- 143» (ныне СПМ БМ «Малахит») В.Н. Перегудов, ответственным за создание ядерной установки – директор НИИ Химмаш (НИИ-8), главный конструктор Н. А. Доллежаль.

По согласованию со Сталиным  в Научно-техническом совете Первого главного управления при  Совмине СССР была организована специальная секция № 8 под руководством В.А. Малышева в составе: А.П.Александрова, Н.А Доллежаля, Л.И. Блохинцева, Б.Г. Чиликина, Б.С. Поздняка, Ф.Ф. Полушкина. Заместителем руководителя секции был назначен В.П.Славский. Под руководством этих людей  трудились десятки и сотни тысяч специалистов научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, заводов.

АПЛ «К-3» была «революционной» не только по возможности длительное время и с большой скоростью двигаться под водой, но и по глубине погружения . Для того, чтобы  подобрать сталь для «прочного» корпуса лодки был проведён большой объём теоретических и экспериментальных исследований прочности корпусных конструкций из стали марки 48 ПМ и новой высокопрочной стали АК-25 в ЦНИИ – 48 (ныне ЦНИИ КМ «Прометей»).

Большие трудности пришлось преодолеть СКБ № 143 и НИИ – 8 при создании силовой установки с реактором, охлаждаемом водой, с водяным замедлителем нейтронов, т.к. подобная установка не имела аналогов.

Парогенераторы для АПЛ были изготовлены специалистами конструкторского бюро котлостроения Балтийского завода. Разработка технических проектов генераторов для турбогенераторов и дизельгенераторов, а также электродвигателей насосов главной энергетической установки была выполнена на заводе «Электросила».

Проведение научно-исследовательских работ и разработка эскизных и технических проектов новой радиолокационной станции «Призма» и станции обнаружения работающей РЛС «Накат», а также антенн к станции «Факел-МО» было выполнено ЦНИИ -49 (Ленинград»).

Над навигационным комплексом «Плутон» работали в МНИИ -1 (Москва), над штурманским автопрокладчиком «Терек», входящим в этот комплекс, в НИИ -303 (Ленинград).

Технический проект дизель - генератора 84 Н разработали на заводе «Двигатель революции» (Ленинград).

Изготовление турбонасосов и турбовентиляторов было выполнено заводами «Экономайзер» и Кировским. Комплексная система кондиционирования воздуха была разработана в Государственном НИИ прикладной химии.

Гидродинамические испытания модели АПЛ с оценкой управляемости и остойчивости проводились в ЦАГИ и НИИ судостроения им. Н.А. Крылова.

Проведение работ по ТВЭЛам, конструкционным материалам и узлам атомного реактора было поручено Лаборатории измерительных приборов АН СССР и НИИ-9.

К изготовлению комплектующих деталей систем и комплексов, разного рода основных и вспомогательных механизмов было привлечено, кроме основного судостроительного завода в Молотовске (ныне Северодвинск), ещё 79 других  заводов из десятков городов всего Советского Союза (не только таких «столичных», как Москва, Ленинград, Киев и др., но и «провинциальных», например , г. Бельцы в Молдавии или г. Осинники в Кемеровской области).

Анализируя с «высоты» прошедших  50-ти лет со дня постройки первой АПЛ события, которые произошли в стране и в мире, и изучая историю создания этого триумфального подводного корабля, нельзя не поражаться, не восхищаться и не удивляться энергии, чёткости, организованности и ответственности людей, осуществивших в кратчайший срок этот  великий проект. Руганная и переруганная «демократами» и либералами всех мастей командно-административная система, созданная делократом Сталиным в тридцатые годы прошлого века, не только позволила нашему народу победить в великой схватке с мировым фашизмом, а потом восстановить в немыслимо короткий срок после колоссальных разрушений всё народное хозяйство и военно-промышленный комплекс, в частности, но и добиться  невиданных прорывных достижений в научно-техническом прогрессе, благодаря чему мы пока еще держимся «наплаву».

Среди других великих свершений советского народа одно из первых мест принадлежит созданию первой атомной подводной лодки. Первая атомная ПЛ «К-3» явилась «родоначальницей» других  АПЛ последующих поколений семнадцати проектов, общее число которых (подводных лодок) за период с 1958 по 1990 г.составило 250 (!) единиц. При этом некоторые из построенных в последствии атомных подводных лодок стали предметом восхищения и зависти подводников всех стран мира и могли составить предмет гордости любой нации. Однако об этом – несколько ниже.

Строительство первой АПЛ началось в июле 1955 г.  и через 3 года , 4 июля 1958 года в 10 час. 03 мин АПЛ дала ход под атомной силовой установкой. Академик Александров, присутствовавший в этот исторический момент на борту АПЛ записал в журнале пульта ГЭУ (главной энергетической установки): «Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар».  Для всех специалистов подводников, привыкших к вибрации и шуму при движении ПЛ в надводном положении (под дизелями),  было необычным и удивительным, что нет никакой тряски, никакого грохота, хотя лодка идёт на большой скорости;  слышен только шум (шелест) воды, обтекающей корпус, и виден белопенный след воды, взбаламученной равномерно вращающимися винтами могучего корабля.

Началась удивительная и, вместе с тем, драматическая, трагическая и героическая эпоха отечественного атомного подводного флота, обеспечившего мир в годы великого противостояния – «холодной войны» и доныне продолжающего пока еще сохранять обороноспособность нашей страны на морях и океанах.

Первым командиром «К-3» был назначен  капитан 1 ранга Л.Г. Осипенко, ставший в последствие контр-адмиралом, Героем Советского  Союза.

По всем основным тактико-техническим характеристикам «К-3» превосходила самые лучшие в мире дизельные лодки: по скорости в 2-2,5 раза (до 30 узлов), по дальности плавания под водой без всплытия в 60-70 раз (до 22 тыс. миль), по глубине погружения в 1,5 -2 раза (до 300 метров).

Главное: подводная лодка стала действительно подводной, а не «ныряющей», как дизельные, вынужденные всплывать  периодически в надводное положение для зарядки аккумуляторных батарей и не имевшие возможности пройти под водой более 350-400  миль (без всплытия).

Ко всему прочему, первая отечественная АПЛ превосходила первую американскую АПЛ «Наутитилус» по основным ТТХ: по подводной скорости на 8 узлов, по глубине погружения на 90 метров. Атомный реактор нашей АПЛ требовал менее частых перезарядок, а сами эти перезарядки были короче по времени. Кроме того «К-3» превосходила американскую АПЛ по малошумности. Позже, правда, это преимущество было потеряно: наши торпедные атомные ПЛ и особенно АПЛ с крылатыми ракетами (первое поколение атомных лодок) намного уступали американским серийным АПЛ по гидроакустическим характеристикам: малошумности, дальности обнаружения кораблей противника гидроакустическими средствами. Но отставание по этим вопросам было только до времени, когда начали строиться АПЛ 2-го поколения, основной задачей которых было противостояние американским ПЛАРБ (атомным ПЛ, вооружённым баллистическими ракетами) и АУГ (авианосным  ударным группам). Наши АПЛ этого поколения, как торпедные, так и ракетно-торпедные были на порядок малошумнее лодок первого поколения и, хотя и уступали несколько американским по этому показателю, но со своими боевыми задачами справлялись успешно. Конечно, заслуга в этом экипажей лодок во главе со своими высококвалифицированными профессионалами – офицерами, в частности, командирами лодок

Когда же на вооружении отечественного ВМФ были приняты АПЛ 3-го поколения, наше отставание не только ликвидировалось, мы не только сравнялись с американцами, но в некоторой степени и превзошли их. Это признали и сами американцы – специалисты по подводному флоту, в частности , «отец» американского атомного флота – адмирал Риковер. А вот что сказал по этому поводу начальник оперативного отдела штаба ВМС США адмирал Д.Бурда (после анализа взаимного маневрирования АПЛ проекта «971» («Барс») с американскими АПЛ «Лос-Анжелес»): «…Русские конструкторы ликвидировали отставание по малошумности значительно раньше, чем ожидалось..» и «… Русская АПЛ третьего поколения (пр.971-авт.) по малошумности соответствует требованиям АПЛ четвёртого поколения».

Если первая американская АПЛ рассматривалась в качестве объекта для дальнейшего «вышибания» средств на развитие атомного флота (как об этом пишет тот же Риковер), то наша АПЛ создавалась сразу полноценным боевым кораблём, хотя первое время использовалась флотом в качестве опытной. Вторая наша АПЛ проекта «627 А», спущенная на воду в 1959 году, была уже первой серийной торпедной АПЛ в серии из двенадцати единиц. Кстати, вторая американская АПЛ «Сивульф», как и «Наутилус» тоже не была полноценной боевой и до конца своего существования использовалась по большой части, как «стендовый комплекс» для подготовки экипажей АПЛ.

В 1962 году «К-3» получила имя «Ленинский комсомол» в память о ПЛ «М-106», последней нашей ПЛ, погибшей во время Великой Отечественной войны. В этом же году она была введена в боевое ядро флота, и в этом качестве прослужила 25 лет (до 1987 года), когда была переведена в класс учебно-тренировочных кораблей.

Если первая американская АПЛ по корабельной архитектуре практически не отличалась от подводных лодок  Второй мировой войны, то наша была «революционной» и исключительно красивой, вошедшей во все мировые информационные материалы, оценивающие корабли по этому показателю, под номером «1». Это было обусловлено корпусом «торпедного» типа, рубкой «лимузинного» типа  и красивейшим рулевым «оперением».

Прослужив в составе ВМФ более 30-ти лет, АПЛ «Ленинский комсомол» вписала золотую страницу в историю Отечества и мирового мореплавания, впервые достигнув подо льдом Северного полюса, а затем активно участвуя в составе боевых сил флота, выполняя задачи боевой службы в дальних океанских походах и районах патрулирования, пройдя в общей сложности около 130 тысяч миль только в подводном положении.

Открыв эру арктического подводного плавания наших АПЛ, она «проложила дорогу» нескольким десяткам других отечественных  АПЛ разных проектов, в том числе и РПКСН (ракетных подводных крейсеров стратегического  назначения, вооруженных межконтинентальными баллистическими ракетами). Впоследствии наши АПЛ «вдоль и поперёк» исколесили Северный Ледовитый океан со всеми его морями, выполнив в общей сложности около 300 (!) подлёдных арктических плаваний (в 10 раз больше, чем американские АПЛ). В числе этих плаваний они 50  раз  «посещали» Северный полюс, нередко всплывая из подо льда, либо в самой «вершине» Земного шара, либо вблизи от него.

В 1967 году АПЛ «К-115» проекта «627А» (командир  И.П. Дубяга, ставший героем Советского Союза) впервые совершила переход с Северного морского театра на Тихоокеанский подо льдом, затратив на это лишь 7 суток. Позднее наши атомные лодки совершили 30 переходов с одного театра на другой, как в одном, так и в обратном направлении, как в одиночном, так и в групповом плаваниях. При этом переходы эти совершались как через Арктический район, так и южным  путём (трансатлантические), через три океана, как с огибанием Южной Америки (проливом Дрейка), так и с огибанием Африки (у мыса Доброй Надежды).

Результатами всех этих многолетних походов и переходов было не только выполнение задач боевой службы (как правило на всех АПЛ имелось боевое оружие в соответствии со штатом: торпеды, крылатые и баллистические ракеты, ракето-торпеды с боевыми зарядами, в том числе – атомными), но  и громадный объём научно-исследовательских материалов по всему Мировому океану: гравитационное, магнитное поле Земли, глубины и течения, плотность и солёность воды, прохождение звука в воде, толщина и рельеф нижней кромки льда, углубление айсбергов, аномальные зоны подводного рельефа океанов и морей и т.д. т.д. Жаль только, что многие ценнейшие результаты этих исследований, в частности, по Арктическому бассейну, попали в руки канадцев, а от них (естественно) – в США.

Первая отечественная АПЛ, кроме всего прочего, была ещё и прекрасной школой подготовки кадров не только для подводного, но и для всего ВМФ. Среди «прошедших» через неё (проектировавших, строивших, испытывавших и проходивших на ней службу в какой-либо должности), многие стали адмиралами, командирами и начальниками штабов объединений и соединений флота, преподавателями высших учебных заведений ВМФ, учёными. Несколько человек стали Героями Советского Союза и Героями Социалистического труда. Из числа личного состава, прошедшего на ней службу в разное время , свыше 400 человек-  офицеров, мичманов, старшин, матросов, были награждены правительственными наградами.

За создание первой  АПЛ коллектив СКБ-143 был награждён орденом Ленина, Главный конструктор В.Н. Перегудов стал Героем Социалистического труда, а 5 человек (Г.А. Воронич, В.П. Горячев, П.Д. Дектярёв, Л.В. Колачёва Б.К. Разлётов) стали лауреатами Ленинской премии.

***

На фото АПЛ  "Ленинский комсомол"в море

окончание следует

 

Tags: Армия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments