Человек на фото - Павел Шуруков. Замечательный русский парнишка. О нём я писал тут:
http://shurigin.livejournal.com/78017.html
"Я был испуган, спрятался в роще за дерево. Стоял, смотрел. Видел первых раненых. "Скорые" недолго их вывозили - верно, испугались. В промежутках между очередями я слышал их стоны.
Ко мне подошел парень лет 25, в очках. Что, говорит, стоишь, пошли раненых вытаскивать. Мы подползли к оранжевой поливальной машине "ЗИЛ" с тесной кабиной. Влезли. Парень склонился к приборному щитку, завозился с проводками. Ударила очередь. Замерли. Нет, уберег Бог. Машина завелась...
Проехали на большой скорости по Королева, от башни к овощному магазину. Люди кричат: "Вот раненый, вот! И тут еще забирай!" Несколько раненых лежали в лучах прожектора. Парень сидел за рулем. Несколько секунд меня "ломало": выходить из кабины под огнем? Да еще с газона поднялась чья-то голова, крикнула:"Куда, пацан, замочат! Погоди, пока палить перестанут!"
Ничего, вылез. Во весь рост подошел к ближайшему раненому. Мужик лет 50, в животе дыра. Взял за ноги,поволок. Руки, джинсы, кроссовки на мне пропитались его кровью. Парень, что был со мной, высунулся из кабины, помог втащить. Кабина тесная. Мы стояли в ней, а раненый лежал на полу. Ноги его вылезли за дверь, болтались снаружи...
Вывезли его к пруду у дирекции "Останкино", где сгрудились "скорые". Еще вывезли человек пять. Запомнилась женщина, в сером плаще, в очках, берете. Непрерывно кричала. На ней - я это видел в ослепительном свете фар "БТРа" - башмаки почти что без подметок. Небогато жила, а выжила ли - не знаю.У нее были перебиты ноги.
На пятом раненом у нас просто кончился бензин. Напарник пытался в этот момент развернуться, но поливалка застряла на газоне посреди улицы Королева, под обстрелом. Он вылез, обошел рекламный щит, пробитый пулями, побежал, пригнувшись, к другой поливалке - слить бензин. Я нагнулся, влез под руль, нащупал проводки, пытался все же завести машину. Очередь - и мгновенная ватная слабость в руках и ногах. Я получил пулю в спину. Это было как взрыв в спине. Временно отключился.
Потом меня вынимали из машины:"Ранен, что ли?" Я еще успел удивиться:"А то не видно?" Позже узнал, что и "скорая", водителя которой уговорили подъехать меня забрать, тоже была обстреляна. Повезло: все уцелели, а ведь в нее вогнали пятнадцать пуль.
Пока я лежал в больнице, прокуратура завела на меня дело по обвинению в угоне этой самой оранжевой поливалки. Таскают, допрашивают..."
Где ты, Паша? Что с тобой?
И вот, спустя пять лет, я наткнулся на эту фотографию:
http://vinan.narod.ru/pasha.html
К сожалению, я не помню лицо Паши. Но мне почему-то кажется, что это он. Обстоятельства совпадают. В коммуналке, где он жил (Паша был сиротой из деддома), живут другие люди. Они говорят, что въехали на место жильца, который погиб...
И вот через два часов поиска в и-нете я нашёл и обстоятельства его гибели:
ПОЧКА, ПЕЧЕНЬ, ГОЛОВА.
Излюбленные маршруты дубинки лучшего участкового Юго-Западного округа, награжденного почетной грамотой Степашина
Старший лейтенант Федор Валентинович Константинов, признанный лучшим участковым Юго-Западного округа по итогам 1997 и 1998 годов, награжденный почетной грамотой министра внутренних дел Степашина, больше не будет охранять покой граждан на вверенном ему участке. Его не настигла бандитская пуля. Он не погиб от ножа хулигана и не пропал в очередной "горячей точке". Лучший участковый банально сел в тюрьму на пять лет. По приговору Гагаринского межмуниципального суда. За избиение выпускника детдома Павла Шурукова. Причастность "отличника боевой и политической" к убийству Шурукова сейчас изучается прокуратурой.
Константинов ломал милицейскую дубинку о ребра Шурукова, еще не будучи "лучшим участковым Юго-Западного округа". Этим почетным званием Федора Валентиновича наградили после возбуждения уголовного дела и первых допросов. А до этого он был просто хорошим милиционером. И никак не мог допустить нарушения закона на своем участке. Поэтому на жалобу пенсионерки-скандалистки о том, что детдомовец Павел Шуруков моет машину в неположенном месте, среагировал молниеносно. Вскочил в свой "Мерседес" цвета "мокрый асфальт" и прибыл на место происшествия.
Как выяснилось, пенсионерка была не права. Шуруков машину не мыл, а только протирал стекла. Но закон есть закон, на жалобу нужно реагировать. Участковый надел на Павла наручники и затолкал в свою машину. Стукнул для порядка по голове и начал составлять протокол. После этого Шуруков повел себя, на взгляд участкового, странно. Не знал, наверное, что милиции сопротивляться нельзя. Даже если тебя бьют. Вместо того чтобы сидеть смирно, он выхватил из рук милиционера протокол и скрылся в квартире своего соседа. Тоже, между прочим, участкового. Нашел, где защиты искать. Сосед уговорил Шурукова не сопротивляться, пообещав, что ничего страшного с ним не случится.
Константинов снова усадил Шурукова в машину, в наручниках привез в отделение милиции, где, говоря сухим языком судебного протокола, "нанес Шурукову множественные удары руками, резиновой дубинкой и несколько раз ударил его головой о стену". В коридоре отделения на глазах сотрудников бил жестоко, не торопясь. Тренированными кулаками в живот, отработанным ударом - по почкам. Дубинкой по ногам. Никто из присутствовавших милиционеров в действиях будущего "лучшего участкового" не вмешался. Зато, когда Шуруков вырвался из рук стража порядка и выбежал на улицу, помогли: поймали и доставили назад.
Из отделения Шуруков пошел по ставшему уже традиционным для пострадавших от милиции маршруту: травмпункт, прокруратура, ГУВД. . . С трудом добился возбуждения уголовного дела.
На первый допрос участкового Константинова вызвали только через восемь месяцев. Уже после торжественного вручения грамоты "лучший участковый".
Милицейское начальство Константинова любит.
- Мы не можем разбрасываться такими работниками, как Константинов, - убеждал судей один из его начальников, а ныне общественный защитник участкового подполковник Трикота. - Мы кого угодно почетными грамотами и званием "лучший участковый" не награждаем. Сам министр ему почетную грамоту дал. Правительство Москвы благодарность вынесло. Генерал его ценит. А то, что он под следствием эти награды получал, - так это за работу. Константинов приходил с допросов в прокуратуре, переодевался в форму и работал.
"Работал" Константинов просто - запугивал свидетелей, угрожал Шурукову. Предлагал ему две тысячи за то, чтобы тот "забрал заявление". А то, говорил, смотри, это ведь мой район. . . (Несколько заявлений с просьбой утихомирить распоясавшегося участкового подшиты к делу).
Шуруков воспринимал угрозы милиционера очень серьезно. Говорил друзьям, что боится за свою жизнь. Боялся не зря. В начале 1998 года Павла нашли убитым в собственной машине. Убивали не грабители - денег и документов никто не тронул.
Перед вынесением приговора Константинов был абсолютно спокоен. Адвокат и присутствующее на суде высокое милицейское начальство его убеждали: все в порядке, поругают и отпустят. Подумаешь - дубинкой по почкам стукнул. С кем не бывает. Не получилось.
Не помог и разоблаченный судом лжесвидетель - милиционер Коломоец. Федеральный судья Любовь Александровна Звягина огласила приговор: пять лет лишения свободы и взятие под стражу в зале суда.
Служба, которая действительно, безо всякой иронии, "и опасна, и трудна", для Константинова завершилась.
Может быть, существует вирус жестокости и милиционеры, каждый день имеющие дело с "вирусоносителями", порой заражаются сами?
Павел Волошин
А Паши нет. И без него в России стало холоднее и неуютнее. Ведь это был действительно ГЕРОЙ! Настоящий герой, с большой буквы Герой. Который, рискуя собой, спасал из под огня людей, и сам тогда чуть не погиб. На таких и держится Россия! Светлая тебе память, Паша!