Влад Шурыгин (shurigin) wrote,
Влад Шурыгин
shurigin

Category:

Вдогон его же статья о военной реформе

Картинка 32 из 6200 

«Война — это ведь не просто кто кого перестреляет. Война — это кто кого передумает!»

 

Б.Васильев

(А зори здесь тихие)

 

 

 

 

ОЧЕВИДНОСТИ ДЛЯ ДИЛЕТАНТОВ

 

Уважаемые читатели!

Тем из вас, кто не имеет к армии никакого отношения - ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Военные профессионалы, а также полагающие себя таковыми и примкнувшие к ним – ДО СВИДАНИЯ!

Кадровые военнослужащие, военные пенсионеры, военные эксперты, журналисты, пишущие о проблемах армии, пожалуйста, - не обижайтесь!

Дело в том, что речь в статье пойдет о вещах, абсолютно ОЧЕВИДНЫХ для людей, которые имеют профессиональную военную подготовку. И, следовательно, – малоинтересных для военных и близких к ним категорий граждан.

Именно из-за своих профессиональных знаний кадровые военные (а также все те, кому небезразлична судьба армии России), просто не могут себе представить, насколько эти очевидные (для них) и, вроде бы, само собой разумеющиеся вещи НЕОЧЕВИДНЫ для  обычных гражданских людей!

Поэтому извините!  Статья не для вас.

 

Она для тех, кто:

добывает полезные ископаемые,

сеет хлеб,

варит сталь,

водит поезда и самолеты,

делает машины и игрушки,

пишет книги и песни,

учит и лечит людей,

рекламирует и продает товары и услуги…

 

…и  в результате вынужден судить об армии только на основе газетных и телевизионных репортажей.

 

Словом, статья - для всех тех, кого обязаны защищать наши Вооруженные Силы.

 

Сразу оговорюсь, что для понимания проблем, которые затрагиваются в этой статье, потребуется некое напряжение мысли, чуть-чуть превышающее то, которое вы, уважаемые читатели, обычно затрачиваете на осмысление статей и передач по ТВ, посвященных  проблемам Вооруженных Сил.

В свое оправдание могу сказать, что в тексте я старался избегать аббревиатур, малопонятных для неподготовленного читателя, а те специфические военные термины и понятия, (без которых при написании статьи никак нельзя было обойтись), попытался разъяснить на уровне, доступном для понимания человеком, не имеющим специального военного образования. Если название, или военный термин, упоминаемый в статье, имеет официальную аббревиатуру, то она приводится в тексте при первом упоминании предмета и дается в скобках. Например: Вооруженные Силы (ВС).

 

Итак, начнем доказывать очевидное.

 

 

 

«Управлять многими — то же, что управлять немногими. Дело в организации».

 

Сунь-Цзы

 

Очевидность первая:

« Дорого, но необходимо».

 

Возможно, что Вы, уважаемый читатель, знаете, что наша доблестная (без всяких кавычек) армия ныне состоит из шести главных составляющих, далеко не равных друг-другу ни по численности, ни по способности нанести урон потенциальному врагу. Сами военные  называют эти компоненты «Видами Вооруженных Сил и Родами войск, не вошедшими в Виды».

Если Вы, уважаемый читатель, сможете с ходу, не заглядывая в продолжение этой статьи, назвать все шесть, - то у Вас прекрасная память! Но, на всякий случай, стоит освежить свои знания.

Итак, в состав Вооруженных Сил входят:

1.      Сухопутные Войска (сокращенно – СВ).

2.      Военно-Морской Флот (ВМФ).

3.      Военно-Воздушные Силы (ВВС).

Последнюю аббревиатуру не стоит путать с известной британской телерадиокомпанией (British Broadcasting Corporation).

Кроме видов, в Вооруженные Силы Российской Федерации входят  Роды войск, не входящие в виды ВС.

Это:

1.      Ракетные Войска Стратегического Назначения (РВСН).

2.      Воздушно-Десантные Войска (ВДВ).

3.      Космические войска (КВ).

Следует сказать, что в состав ВС РФ входят еще органы центрального управления, Тыл Вооруженных Сил, железнодорожные войска и другие структуры и органы. Однако, непосредственно для боевых действий с противником предназначены только вышеперечисленные три вида Вооруженных Сил и три «отдельных» рода войск. Остальные элементы предназначены лишь для обеспечения боевых действий. (Каждый желающий узнать поподробнее о составе и задачах «воюющих» и «невоюющих» компонентов Вооруженных Сил может найти информацию о них в интернете и других доступных источниках).

Помимо «общеармейских» обеспечивающих структур, каждый Вид Вооруженных Сил и Род войск тоже имеет в своем составе кучу вспомогательных, (но необходимых), частей и органов, непосредственно не воюющих, а лишь обеспечивающих вооруженное противоборство с противником «чисто боевыми» соединениями и воинскими частями своего вида или рода войск.

Далее в статье основное внимание будет уделяться Сухопутным войскам. Почему?

Потому что Россия, – в первую очередь, величайшая (по территории) КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ держава.

Полагаю, уважаемый читатель, что Вы понимаете, что армия - это инструмент политики, и инструмент во всех смыслах, достаточно дорогой. Танки, корабли и самолеты, отнюдь не дешевы, их нужно заправлять и ремонтировать, людей – кормить, одевать и лечить, ракетные шахты, радары и аэродромы – строить и обслуживать и т.д. Собственно, этим и занимаются обеспечивающие структуры (кстати, во всех армиях мира - весьма многочисленные). Причем «аппетиты» армии в случае «большой войны» требуют помимо, непосредственного ведения боевых действий, огромного напряжения всей экономики государства. «Все для фронта, все для победы!». Но тут, как говорится, «или мы - их, или они – нас». И в этом конкретном случае цель действительно оправдывает средства.

Но, дело в том, что армия и в мирное время поглощает немалую долю ресурсов страны. Конечно, размер расходов на оборону можно до некоторой степени сократить, оптимизировать, реструктуризировать и т.д., однако, полностью «свести на нет» не получается никак.

Иметь армию для любого государства – это, примерно, то же, как если бы Вы, уважаемый читатель, живя в городской квартире, вознамерились содержать где-нибудь за городом породистую скаковую лошадь, без возможности выставлять ее на бега. Престижно, конечно, однако очень дорого - расходов много, а доходов – никаких. Причем, помимо расходов непосредственно на содержание лошадки (аренда места в чьей-то конюшне, кормежка и ежедневная обслуга), рысак требует к себе лично Вашего внимания и заботы, а самое главное – времени. Выездка, тренировки, прогулки…, наконец - просто иногда за ушком почесать.

Армия, конечно же, не жеребец.  Тем не менее, с точки зрения государства - армия – это, сложное, хлопотное и очень, очень дорогое хозяйство, в мирное время не приносящее, на первый взгляд, никаких доходов и дивидендов.

И всем этим большим и сложным хозяйством в нашей стране руководит непосредственно Министр обороны Анатолий Эдуардович Сердюков, а посредственно  руководит (т.е посредством Министра обороны) – Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами страны, он же – «Главковерх», он же – Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев.

Им обоим, правда, помогают. И Глава Правительства, и начальник Генерального штаба, и Совет Безопасности, и Комитет Госдумы по обороне, и Общественная Палата при Президенте РФ, и еще куча всякого народу, которому по должности положено ВСЁ ЗНАТЬ про армейские проблемы. А также рулить военным строительством государства так,  что бы наша армия была не хуже, чем у других-всяких-прочих государств. Отнюдь не из соображений престижа. А из элементарного чувства самосохранения.

Если у соседей армия будет лучше – то эти самые соседи при некоторых условиях могут прибегнуть к вооруженному способу разрешения противоречий с нами. Или к угрозе его применения. Что, кстати, чревато уже само по себе, а в крайне запущенных случаях – грозит утерей не только территориальной целостности, но и утрате экономической и политической независимости, или вообще, государственного суверенитета как такового. И не имеет значения тот факт, что, именно, в данный момент нападать на наше государство никто не намеревается. Ибо, как показывает исторический опыт, «в политике имеют значение не намерения, а возможности». А противоречия – они всегда есть. Или в нужный момент находятся. Даже между самыми «братскими» странами.

 

«Но Конституция РФ не обязывает лично меня ЗНАТЬ проблематику и, уж тем паче РУКОВОДИТЬ нашими Вооруженными Силами!» - скажет  юридически подкованный читатель и будет абсолютно прав!

Да, уважаемый читатель, этого Конституция РФ нас с вами делать не обязывает. Однако, она обязывает всех нас ПЛАТИТЬ НАЛОГИ на содержание государственной машины, в том числе и ее военной составляющей. А граждан мужского пола, достигших соответствующего возраста, обязывает еще и отслужить некоторый срок в той самой государственной корпорации, которая именуется «Вооруженные Силы Российской Федерации». И я искренне надеюсь, что лично Вам, уважаемый читатель, небезразлично, куда уходят Ваши денежки и энная часть Вашей драгоценной жизни, или жизни Ваших детей, какую жизнь, кстати, армия и призвана защищать! Если сформулировать вопрос более точно, то насколько эффективны действия руководства государством и армией по управлению основной составляющей обороноспособности страны, предназначенной для исключения вооруженного вмешательства извне в дела нашей с Вами Родины?

 

 

 

 

«На Западе армии были слишком велики для здешних стран. На Востоке страны были слишком велики для армий».

 

Уинстон Черчилль

 

 

Очевидность вторая:

«Критерии оценки, или Человек с Копьем»

 

А как простому гражданину России определить, эффективно ли управление военной структурой государства? Чем руководствоваться при оценке действий команды т.н. «эффективных менеджеров» под руководством уважаемого Министра обороны? Мы же с вами, уважаемый читатель, «академиев не кончали»?

Не волнуйтесь, читатель!

Нынешний Министр обороны тоже не кончал ни одного военного ВУЗа. Тем не менее, он руководит вверенным ему ведомством с твердостью и упорством, кои подразумевают наличие очень конкретной и достаточно четко сформулированной цели. Разберемся.

Для начала нам необходимо уяснить для себя: для чего предназначены Вооруженные силы. А уяснив это, понять, - смогут ли они в нужный момент выполнить свое предназначение.

В Конституции РФ понятие «Вооруженные силы» отсутствует. Статьей 10 пунктом 2 Федерального Закона  «Об обороне» предусмотрено следующее определение:

«Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации».

Если это определение «перетолмачить на язык родных осин», то мы увидим, что целей  существования  ВС РФ, общим числом - три: 

1. Дать по зубам ЛЮБОМУ внешнему агрессору, при этом не допустить, чтобы коварный враг отнял у нас часть территории страны.

2. Выполнить внутри страны ЛЮБЫЕ задачи, которые «нарежут»  армии Президент и Правительство (внеся соответствующий законопроект), а также уважаемые депутаты Госдумы (проголосовав за него «конституционным» большинством).

3. Воевать в мире везде, где укажут они же (подписав соответствующий международный договор и ратифицировав его соответственно).

Заметим, в скобках, что с точки зрения закона, целью деятельности Вооруженных Сил НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОЛУЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ, о чем мы говорили выше.

Что касается второй и третьей цели существования армии, - то, не вдаваясь в политическую агитацию и пропаганду, пока оставим их на совести наших «слуг народа». Ибо все это – тема отдельной статьи.

А вот первую цель и критерии ее достижения попытаемся рассмотреть более подробно. И если с самой целью все, более, или менее, понятно, то о критериях стоит подумать. Поднапрячь, так-сказать, мозги.

Прежде всего, стоит разъяснить читателям значение слова «агрессия». Согласно международному праву, «агрессия – это любое незаконное с точки зрения Устава ООН применение силы одним государством против территориальной целостности или политической независимости другого государства или народа (нации)».[1]

Вывод из этого положения простой. Для того, что бы отразить «применение силы» агрессором в отношении нашей страны, необходимы не шаманские заклинания в Совете безопасности ООН и не призывы к мировому сообществу с требованием «обуздать агрессора», а соответствующее и адекватное нападению ВООРУЖЕНОЕ ДЕЙСТВИЕ.

Что касается «территориальной целостности».

Регион, на который претендует агрессор, не должен в итоге военного конфликта выйти из под юрисдикции России. На примере Югославии  и некоторых других стран все знают, к чему приводит создание т.н. «зон безопасности» с вводом в эти «зоны» различного рода «миротворческих формирований». Надеюсь, что два этих положения понятны и возражений по ним не последует.

Идем дальше.

Для того, что бы предотвратить (а это, конечно, лучший способ), или отразить агрессию, необходима соответствующая вооруженная сила. Величина этой силы (военный потенциал государства) – и есть важнейший критерий возможности государства по отражению агрессии. Здесь следует пояснить, что «военный потенциал» - понятие чрезвычайно сложное и в современной войне зависит не только (и не столько) от  количества танков, ракет, самолетов и кораблей, имеющихся в армиях противников.  Зависит он от огромного количества различных факторов, которые непременно учитывают высоколобые штабные офицеры при планировании любых серьезных военных операций. 

Тем не менее, у каждого из государств, участвующих в вооруженном противостоянии, есть несколько чрезвычайно важных характеристик, достоверно зная которые, можно с большой долей вероятности предсказать результат их вооруженного противоборства.

И важнейшим из этих факторов является, на мой взгляд, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ к ведению вооруженной борьбы.

Уважаемый читатель. Если Вы считаете, что под политической волей автор подразумевает только желание глав конфликтующих государств и их генералитета столкнуть лбами свои армии на поле боя, то вынужден вас огорчить. Все обстоит с точностью «до наоборот». Дело в том, что, как бы парадоксально это не звучало, но нет на нашей планете более пацифистски настроенных людей, чем военные профессионалы в истинном значении этого определения. Ибо им, военным профессионалам, именно в силу полного и исчерпывающего знания ими реалий современных войн лучше других ясно, насколько тонка грань между вооруженным конфликтом двух государств и всеобщим уничтожением современной цивилизации вида гомо сапиенс.

Что касается лидеров государств, то горе той стране, к руководству которой пришел человек, действительно ЖЕЛАЮЩИЙ, что бы его государство принимало участие в любом, даже самом маленьком и вялотекущем вооруженном конфликте. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что таковые личности на высших постах государственной власти все же периодически встречались в веке двадцатом. Встречаются, они, к сожалению, и в веке двадцать первом .

Так вот, на мой взгляд, политическая воля к вооруженной борьбе – это, с одной стороны, безусловная решимость руководства страны использовать ВСЕ РЕСУРСЫ государства, включая армию, народ и экономику страны для организации и решительного ведения боевых действий с целью полного и окончательного разгрома напавшего на страну вооруженного противника. С другой стороны – это мотивированная готовность личного состава вооруженных сил, а также подавляющего большинства граждан страны к вооруженной борьбе с агрессором и неизбежным при этом жертвам и лишениям.

Следующая характеристика, определяющая ход и исход любого вооруженного противоборства - это экономическая мощь государства. Она включает в себя такие показатели, как состояние промышленности и сельского хозяйства, степень их технологического развития, состояние коммуникаций, систем связи и передачи информации, обеспеченность природными ресурсами, наличие и качественный состав населения, степень освоенности территорий и многое-многое другое. Об этом факторе и его влиянии на военный потенциал государства, а также на ход и исход военного конфликта написаны горы книг. Повторяться не будем.

Третьим фактором, уже непосредственно влияющим на возможность страны одержать победу в вооруженном конфликте, является наличие у государства средств его ведения. Эти самые средства ведения военных действий, уважаемые читатели, и есть армия, а также  структуры и ресурсы, предназначенные для ее непосредственного обеспечения.

Представьте себе человека, держащего в руке копье. Аллегория, конечно, примитивная, но наглядная. Страна, имеющая армию, напоминает копьеносца. Причем, голова человека – это его правительство, решающее, будет человек метать копье сейчас, или можно еще погодить. Тело человека – это экономика. От нее зависит насколько далеко и сильно человек может метнуть копье. Древко копья – оборонно-промышленный комплекс и системы непосредственного обеспечения армии, ну а стальной наконечник – собственно вооруженные силы. От качества копья (вес, материал наконечника и древка, степень обработки, способы заточки и закалки, острота и пр.) будет зависеть его поражающая способность.

В мирное время человек может постоянно держать копье в руке, отведя его назад для броска (тяжело, но некоторое время возможно). Или стоять, просто на него опираясь. Или на время разобрать копье, заменяя одну часть на другую – более совершенную. Он также может использовать копье в «гуманитарных целях» - например, для охоты, или может просто положить его на землю и взять в руки более мирное орудие труда. Может совсем выбросить, сломать, или  сжечь. Обычно, для миролюбивых государств, все зависит от наличия и степени вооруженной угрозы извне. Разные страны в разные периоды своей истории поступали со своими «копьями» по-разному.

Нам же с вами предстоит оценить, как современное руководство страны и Вооруженных  сил  отнеслись к «копью», доставшемуся им в наследство от Советского Союза. Еще более интересный вопрос – как они собираются использовать это «копье» в будущем?



[1] Определение агрессии, утверждённое резолюцией 3314 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года

Tags: Армия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments