Влад Шурыгин (shurigin) wrote,
Влад Шурыгин
shurigin

И снова о "Дюнкерке"...



Дюнкерк – Дюнкерк!
Ах гениальная операция по спасению, ах какой подвиг моряков и лётчиков!
Все как с ума сошли.
Умиление и слёзы над киношкой, в которой «массовые налёты» немецкой авиации изображают одиночные «Хейнкели», разрыв немецкой «сотки» - ямку, которую можно перепрыгнуть, а обстрел немецкой артиллерией берега – пару десятков всплесков в воде и что-то невнятное на суше. Впрочем, это кино!

Но как-то все сразу забыли о двух операциях по эвакуации Красной Армии, которые уступают Дюнкерку разве что по количеству эвакуированных. И только! Зато по дальности эвакуации кроют Дюнкерк как бык овцу!
Я говорю о прорыве балтийского флота из Таллина в Кронштадт и об эвакуации окружённой Одессы. Обе этих операции прошли в 1941 году. Таллиннская – 27 – 30 августа, Одесская – с 30 сентября по 16 октября.
Напомню, « чудо Дюнкерка» это бросок через пролив шириной 86 миль. И, благодаря столь малому расстоянию в «чуде» смогли поучаствовать, а точнее – его осуществить сотни моломерных судов, для которых такой заплыв был вполне доступен. И даже в этих условиях британцы потеряли треть всего участвовавшего в эвакуации флота.

А теперь вспомним незаслуженно забытые подвиги наших соотечественников.

7 августа противник отрезал гарнизон и военно-морскую базу Таллина от основных сил Северного фронта и отбросил РККА далеко на восток. Таллин стал крепостью.
В порту Таллина в этот момент находилось 150 боевых кораблей, 20 транспортов и больше 50 вспомогательных судов. Обороняло город больше 20 тысяч красноармейцев.
Немцы очень быстро поняли, что у русских, прижатых к морю, есть лишь один вариант спасения – эвакуация морем и 20 августа Гитлер подписал директиву № 33 «…не допустить погрузку советских войск в Эстонии на суда и прорыв … в направлении Ленинграда».
С этой целью на южном берегу финского залива вдоль маршрута перехода Балтийского флота из Таллина в Ленинград была развернута береговая артиллерия (17 дивизионов), на северном берегу уже имелись 2 стационарные финские береговые батареи. В Финском заливе силами Кригсмарине и ВМФ Финляндии в июле-августе 1941 года были спешно установлены 36 минных заграждений (777 немецких и 1261 финские морские мины, 796 немецких минных защитников). На аэродромах для действий по кораблям КБФ были спешно развернуты 110 немецких и 10 финских самолётов. В Финском заливе действовали финские торпедные катера. Фактически Таллин был заперт!
Вот в этих условиях, после почти трёх недель обороны города, 27 августа и начался прорыв нашего флота из Таллина. Всего на борту кораблей к этому моменту находилось больше 40 тысяч солдат, офицеров, моряков и гражданских лиц. И прорываться им предстояло не 80 морских миль, как под Дюнкерком а 180!!! Поэтому, никаких «маломерок» тут быть использовано не могло! К тому же, в районе перехода разыгрался семибальный шторм.

Из почти 225, вышедших в море кораблей и судов на минах, от атак самолётов и огня артиллерии погибло 62 корабля и судна. Из 41 тысячи, находившихся на борту, больше 10 тысяч.
Но большая часть сил флота и гарнизона Таллина прорвалась в Кронштадт и влилась в ряды защитников Ленинграда. Не будет преувеличением сказать, что именно эти силы сыграли ключевую роль в том, что последующий штурм немцами Ленинграда был неудачным…
Второй масштабной операцией по эвакуции войск, проведённой РККА, стала эвакуация Одессы, так же отрезанной с суши от основных сил и ставшей городом-крепостью. В течение 73-х дней оборона Одессы задерживала продвижение правого крыла войск группы армий «Юг» вермахта. Было отвлечено и сковано до 18 дивизий немецко-румынских войск общей численностью свыше 300 тысяч военнослужащих. Общие потери немецко-румынских войск в районе Одессы составили свыше 160 тысяч военнослужащих, около 200 самолётов и до 100 танков..
Оборона Одессы предоставила возможность осуществить эвакуацию гражданского населения, культурных и материальных ценностей. Всего в августе 1941 года из Одессы было эвакуировано 58 тысяч человек гражданского населения и 67,6 тысяч тонн грузов, в сентябре 1941 года — 67 тысяч человек гражданского населения и 44,8 тысяч тонн грузов, за 15 дней октября 1941 года — 18 тысяч гражданского населения и 18,5 тысяч тонн грузов. В том числе промышленное оборудование десяти крупных заводов, топливо, металл и иное сырьё, и даже паровозы и железнодорожные вагоны, музейные ценности и картинные галереи.
С 1 по 16 октября (почти за те же две недели, что и Дюнкерк!) из Одессы в Крым – 150 морских миль!!! - было переброшено около 80 тысяч бойцов и командиров Приморской армии и военно-морской базы, 15 тысяч человек гражданского населения, около 500 орудий, почти 20 тысяч тонн боеприпасов, 24 танка и танкетки, 5 бронемашин, 1158 автомобилей и 500 автомобильных моторов, 163 трактора, свыше 3,5 тысячи лошадей, почти 25 тысяч тонн оборудования одесских заводов, порта и других грузов.
Напомню, британцы и французы бросили в Дюнкерке ВСЁ своё тяжёлое вооружение, вплоть до пулемётов! - 2472 артиллерийских орудий, почти 65 тысяч автомашин, 20 тысяч мотоциклов, 68 тысяч тонн боеприпасов, 147 тысяч тонн топлива и 377 тысяч тонн снаряжения и военного имущества, 8 тысяч пулемётов и около 90 тысяч винтовок.
Легенда рассказывает, что последними из Одессы вывезли двух подгулявших где-то матросиков, который проспавшись бросились на пирс и увидели уже выходящие из бухты последние корабли. Оба рухнули на колени и замахали бескозырками. Один из командиров, уходящего тральщика, увидел эту раздирающую душу картину и вернулся за ними…

При этом о том, что советские войска оставили город, противник догадался лишь через шесть часов после ухода последнего нашего корабля!
А вы говорите: «Дюнкерк!», «Дюнкерк!»…



Tags: История
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments